Учитель ИЗО, МХК ( 1 категория, 13 разряд )
Образование - высшее педагогическое
Пед. стаж - 18 лет
Классный руководитель 6 класса
Зимние каникулы 2012г.
Победители районной олимпиады:
Петрова Мария
Петрова Татьяна
Кузнецова Юлия
Урок МХК в 8 классе
Разработан учителем МХК МОУ СОШ № 10
Горбуновой И. А.
Тема: Природа и Человек – главная тема восточного искусства.
Цель: поиск гармоничной связи природы и человека через знакомство с разными видами искусства Китая.
Задачи:
- изучить особенности китайской живописи, литературы, архитектуры;
- учить уч-ся выделять уникальные черты китайской культуры;
- формировать навыки работы в малой группе;
- формировать навыки критического мышления;
- воспитывать интерес и уважение к культуре других стран.
Оборудование:
- компьютер, мультимедиапроектор, экран;
- презентация;
- экспонаты для выставки «Многоликий Китай».
Раздаточный материал:
- текст «Природа и Человек – главная тема восточного искусства»;
- алгоритмы работы с текстом;
- таблица «Инсерт»;
- таблица «Квадрат».
Ход урока – класс делится на группы.
1. Настрой на урок.
- Ребята, сегодня вы будете изучать новый материал, общаясь в группах. В конце урока вам предстоит оценить себя и своих одногруппников. Будьте внимательны к себе и к окружающим.
2. Стадия вызова.
- Внимание на экран. Посмотрите на изображение страны и подготовьте ответы на вопросы, которые лежат у вас на парте ЛИСТ № 1:
• Что это за страна?
• Что за народ здесь живет?
• Каков уклад их жизни?
• Какому Богу они поклоняются?
• Что удивительного вы можете рассказать об этом народе?
(ответы детей)
- Итак, это Китай. Назовите мне слово-ассоциацию к слову «Китай», а я запишу их на доске (не более 5-7 слов). Мы вернемся к ним в конце урока.
А сейчас я расскажу вам одну древнюю китайскую легенду. В ней рассказывается об одном бедном рыбаке, который хотел попытать счастья далеко от родной деревни. Он долго плыл на лодке по извилистой реке и заблудился в её рукавах и притоках. Речка, на которую он попал, становилась всё уже и уже. По её берегам росли персиковые деревья, усыпанные цветками. Их розовыми лепестками была устлана вся поверхность воды. Вдруг вдалеке блеснул яркий сноп света. Подплыл рыбак поближе и увидел, что свет этот исходит из расщелины в горе. Вышел он на берег и пошел туда, откуда лился свет. За горами лежала незнакомая страна. Давным-давно поселились здесь люди и жили мирно и счастливо, вдали от войн, смут и несправедливости. Этой чудесной цветущей страной был Китай.
- Попробуем и мы, подобно рыбаку из китайской легенды проникнуть в эту неведомую страну. Может быть, мы также удивимся красоте, созданной китайским народом?
- Прочитайте тему сегодняшнего урока с сформулируйте собственные задачи на урок, что бы вы хотели получить от сегодняшнего урока. (ответы детей)
- Итак, обобщим ваши высказывания и получим следующие задачи на урок (на экране).
3. Стадия осмысления содержания.
- Сейчас вы будете в своей группе предложенный текст изучать по плану – ЛИСТ № 2.
План: 1) чтение текста (ЛИСТ № 3)
2) маркировка текста значками
3) заполнение таблицы «Инсерт» (ЛИСТ № 4)
4) повторное чтение и дополнение сведений в таблицу
5) групповой пересказ
6) выбрать одного экскурсовода для описания одного произведения искусства, предложенного в тексте
(работа в группах)
Обсуждение изученного.
Коллективное составление кластера «Художественная культура Китая».
- Вернемся к теме урока. И какой же вывод можно сделать и том, как отразилась главная тема восточной культуры в произведениях искусства Китая? (Человек – это малая частица Природы!)
- А теперь мы послушаем ваших гидов по прекрасной восточной стране, которые познакомят нас с ярчайшими примерами китайской культуры.
(рассказ уч-ся о Великой китайской стене, о картине «Осень в долине желтой реки», стихотворение Ли Бо)
4. Стадия рефлексии.
• Синквейн «Китай»
(ответы уч-ся). А теперь давайте вернемся к вашим первым ассоциациям.
• Самооценка и оценка в малой группе – ЛИСТ № 5, ЛИСТ № 6
• Оценка учителя некоторых уч-ся
• Рефлексия «Мишень»
• Домашнее задание на выбор: написать эссе «Что меня поразило в китайской культуре?»; заполнение таблицы «Квадрат» - ЛИСТ № 7
Всем большое спасибо!
ПРИЛОЖЕНИЯ
План: 1) чтение текста
2) маркировка текста значками
3) заполнение таблицы «Инсерт»
4) повторное чтение и дополнение сведений в таблицу
5) групповой пересказ
6) выбрать одного экскурсовода для описания одного произведения искусства, предложенного в текст
__________________________________________________________________________________
ЛИСТ № 3 - ТЕКСТ ДЛЯ ЧТЕНИЯ 1 вариант
Природа и Человек – главная тема в искусстве.
На Востоке уже в глубокой древности Природа стала объектом тщательного изучения и наблюдения. Величественный мир Природы здесь всегда осмысляется в единстве бытия, универсальности её законов и многообразии проявлений. Жизнь человека постоянно соизмерялась с жизнью Природы, её циклами, ритмами, состояниями. В отличие от Греции, где человек был «мерой всех вещей», в восточном искусстве он – лишь малая часть Природы.
Особенно ощутимо такое восприятие Природы и Человека в художественной культуре Китая. Жизнь природы и закономерности её развития оказались в центре внимания творческих поисков, надолго определивших особенности развития всех без исключения видов искусства. Известно, например, что архитектурные сооружения не просто вписывались в природный ландшафт, а органично сливались с ним в тщательно продуманный единый ансамбль.
В качестве примера обратимся к характерным особенностям китайского зодчества. Секрет необычного впечатления, которое производит китайская архитектура, заключается в искусном, тщательно продуманном расположении зданий на фоне природы, в умении зодчих найти для них наиболее живописное место и в то же время естественное место. На вершинах гор, поросших лесом, высятся величественные монастыри. В труднодоступных местах сооружены пещерные храмы и пагоды, по краям проезжих дорог стоят каменные стелы. В центре шумных городов возведены роскошные дворцовые комплексы императоров.
По неприступным крутым вершинам гор на севере Китая, вдоль всей его северо-западной границы, на протяжении пяти тысяч километров протянулась Великая китайская стена. До сих пор поражает её величественная простота, воедино слитая с могучей и суровой природой севера. По грандиозности и масштабу сравнить её можно лишь с древними египетскими пирамидами. Образуя причудливые петли, светлой полосой она уходит в бесконечную даль горизонта. Сооружение Великой китайской стены относится к IV –III вв. до н. э.
Основное её значение заключалось в том, чтобы оградить китайское государство от набегов кочевых племен с севера. Вот почему по верху проложена дорога шириной в 5- 8 метров, по которой легко могли передвигаться войска. Через каждые 100 – 150 метров по всей длине стены располагались массивные прямоугольные башни для передачи световых сигналов на случай приближения противника. Это грандиозные архитектурное сооружение, органично вписанное в природный ландшафт, призвано было олицетворять величие и мощь китайской державы.
___________________________________________________________________________________
ЛИСТ № 3 ТЕКСТ ДЛЯ ЧТЕНИЯ 2 вариант
Природа и Человек – главная тема в искусстве.
На Востоке уже в глубокой древности Природа стала объектом тщательного изучения и наблюдения. Величественный мир Природы здесь всегда осмысляется в единстве бытия, универсальности её законов и многообразии проявлений. Жизнь человека постоянно соизмерялась с жизнью Природы, её циклами, ритмами, состояниями. В отличие от Греции, где человек был «мерой всех вещей», в восточном искусстве он – лишь малая часть Природы.
Особенно ощутимо такое восприятие Природы и Человека в художественной культуре Китая. Жизнь природы и закономерности её развития оказались в центре внимания творческих поисков, надолго определивших особенности развития всех без исключения видов искусства.
Гармония Человека и Природы нашла своё поэтическое воплощение в творчестве многих китайских поэтов, и в особенности, Ли Бо (701 - 762). Его пейзажная лирика поражает глубиной философского проникновения в жизнь природы и человека. Художник-поэт не устает воспевать живописные горы и реки, солнечные закаты и ночное звездное небо. Каждая его живописная композиция воспринимается сквозь призму тончайших чувств и переживаний человека на фоне вечной красоты природы.
На горной вершине
Ночую в покинутом храме.
К мерцающим звездам
Могу прикоснуться рукой.
Боюсь разговаривать громко:
Земными словами
Я жителей неба
Не смею тревожить покой
ЛИСТ № 3 - ТЕКСТ ДЛЯ ЧТЕНИЯ 3 вариант
Природа и Человек – главная тема в искусстве.
На Востоке уже в глубокой древности Природа стала объектом тщательного изучения и наблюдения. Величественный мир Природы здесь всегда осмысляется в единстве бытия, универсальности её законов и многообразии проявлений. Жизнь человека постоянно соизмерялась с жизнью Природы, её циклами, ритмами, состояниями. В отличие от Греции, где человек был «мерой всех вещей», в восточном искусстве он – лишь малая часть Природы.
Особенно ощутимо такое восприятие Природы и Человека в художественной культуре Китая. Жизнь природы и закономерности её развития оказались в центре внимания творческих поисков, надолго определивших особенности развития всех без исключения видов искусства.
Идея гармоничного единения человека с природой стала характерной и для китайской живописи. Художник открывал перед зрителем широкую панораму, предоставляя возможность тщательно изучать и исследовать изображаемое с высоты птичьего полета. В величественном мире гор, лесов и рек можно увидеть маленькие фигурки одного-двух путников. Они никуда не торопятся, они просто созерцают первозданную красоту. Стоя на мостике, переброшенном через бурную реку, можно любоваться закатом или восходом солнца, прислушиваться к течению воды или глухому шелесту листвы деревьев.
В произведениях пейзажной живописи художники передавали не столько очертания гор, деревьев и т.д., сколько мысль о безграничности окружающего мира. Картины китайских художников не отличаются богатством и разнообразием красок. Зачастую они монохромны (одноцветны), но сколько в них едва уловимых оттенков и сочетаний! Особого мастерства достигли они в передаче воздушной перспективы. Им блестяще удалось воссоздать воздушное пространство, окутанное туманными облаками, пронизанное порывистым холодным ветром или залитое яркими солнечными лучами.
Не менее тщательно продумывались формат и композиционное решение картин. Так, например, для изображения цепи гор выбирался горизонтальный формат свитка, для гористой местности, поросшей остроконечными верхушками сосен – вертикальный. Известный поэт и живописец XVII века Ван Вэй в трактате «Тайное откровение науки живописца» в советах начинающим художникам писал, что «нельзя давать деревья без числа: важнее показать, как стройны, милы горы», «среди скал, нависших и опасных круч хорошо бы приютить странное дерево», «далекие горы нужно снижать и раскладывать; близким же рощам надо скорее дать вынырнуть резко».
Одним из проникновенных художников лирического пейзажа является Го Си (1020 - 1090). Его живописные произведения отличает тонкое знание жизни природы, особым образом влияющей на мир чувств и переживаний человека. Именно в изменчивости, по мнению художника, заключается красота природы.
На горизонтальном свитке «Осень в долине желтой реки» (фрагмент) художник располагает вдали бесконечную цепь гор, закрывающих хмурое небо. Передний план картины чёток, а очертания далеких гор расплывчаты, они кажутся окутанными влажной дымкой. Бесконечно далекой воспринимается вода реки у подножия гор. В волны мягкого тумана погружены деревянные хижины и могучие старые сосны на переднем плане картины. Вся природа будто погружена в глубокий и безмятежный сон.
Картина исполнена монохромной тушью с легкой подсветкой. И всё же сочетание четких графических линий и расплывчатых пятен черной туши позволяют ощутить влажность воздуха и блеклость приглушенных осенних красок. Явно стремление художника передать безграничность мироздания, не имеющего начала и конца. Вот почему срезаны верхний и нижний края картины. Зрителю предоставляется возможность силой своей фантазии продолжить её до бесконечности.
В картинах Го Си человек подчинен природе, неотделим от неё, слит с жизнью. Во почему мы едва различаем крошечные фигурки людей на фоне огромных, явно преувеличенных гор и деревьев.
ЛИСТ № 4 – таблица Инсерт ( "V" "+" "-" "?")
Поставьте «V» на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете
Поставьте «+» на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым
Поставьте «-» на полях, если то что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете
Поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете непонятно или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данной теме
ЛИСТ № 5 – самооценка уч-ся собственного участия в работе малой группы
ФАМИЛИЯ, ИМЯ Всегда Обычно Иногда Никогда
Насколько хорошо я работал со своими товарищами?
Я сотрудничал с другими, когда мы работали над достижением общих целе
Я усердно работал над заданием
Я высказывал новые идеи
Я вносил конструктивные предложения, когда меня просили о помощи
Я подбадривал остальных
ЛИСТ № 6 – самооценка работы малой группы
Показатели Всегда Обычно Иногда Никогда
Мы проверяли, все ли участники группы понимают, что нужно сделать
Мы отвечали на вопросы, давая объяснения, когда это было необходимо
Мы выясняли то, что было нам непонятно
Мы помогали друг другу, с тем, чтобы все могли понять и применить на практике ту информацию, которую мы получили
Подписи членов группы
Подписи членов группы __________________________________________________________________________
ЛИСТ № 7 – таблица «КВАДРАТ»
Фамилия, имя
1)Что ты ожидал от урока? 2) Какую информацию ты получил?
3)Что из полученной информации важно для тебя? 4)Что тебе еще необходимо
знать по этой теме
Самоанализ урока.
Основной замысел данного урока, как впрочем, и ряда других, заключается в расширении представлений уч-ся о культуре народов разных стран, вероисповеданий мировоззрений. В данном классе учатся дети, у которых наблюдается интерес к предмету МХК, желание узнать новое, умение вести беседу на уроке, спрашивать, спорить. Они много знают, читают, ищут самостоятельно необходимую информацию.
Тема: Природа и Человек – главная тема восточного искусства.
Цель: поиск гармоничной связи природы и человека через знакомство с разными видами искусства Китая.
Задачи:
- изучить особенности китайской живописи, литературы, архитектуры;
- учить уч-ся выделять уникальные черты китайской культуры;
- формировать навыки работы в малой группе;
- формировать навыки критического мышления;
- воспитывать интерес и уважение к культуре других стран.
Я считаю, что сумела достаточно удачно избрать содержание учебного материла, чтобы проследить главную тему восточной культуры через разные виды искусства. Отсюда и деление класса на малые группы, где заранее мною были выбраны руководители этих групп из числа сильных ребят, чтобы они сумели организовать взаимодействие в группе и провести самооценку. Это соответствует принципам компетентностного подхода.
На уроке для актуализации и обогащения субъектного опыта уч-ся я использовала прием ассоциаций и ряд вопросов на стадии вызова; для стимулирования проявления инициативы и самостоятельности уч-ся был использован прием работы с таблицей Инсерт и составление кластеров. Для создания ситуации выбора было предложено домашнее задания двух видов и разных форм. Для построения учебного взаимодействия на основе диалога и полилога использовалась работа в малых группах. Индивидуальный темп и стиль учебной деятельности школьников использовался при построении малых групп.
Мне удалось реализовать замысел урока, достичь поставленных цели и задач. Данный урок был направлен на становление и проявление индивидуальности уч-ся направлены синквейн и нахождение ассоциаций; на развитие творческих способностей направлено домашнее эссе по изученной теме; формирование положительной «Я-концепции» направлена самооценка уч-ся по результатам работы на уроке. На выработку у детей индивидуального стиля познания и поведения направлены такие виды заданий, как маркировка текста и выбор домашнего задания.
Достоинства моего урока __________________________________________________
________________________________________________________________________
Недостатки моего урока___________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Что не удалось решить при проведении урока _________________________________
________________________________________________________________________
Как исправить недостатки __________________________________________________