Краевой конкурс исследовательских и творческих работ школьников
«Шаг в будущее - 2010»
секция литературы

Образ невест в творчестве А.С.Пушкина.



                                                                                  Автор:   Гуляева Кристина Сергеевна
                                                                       Россия, Забайкальский край, г. Хилок,
                                                           МОУ СОШ № 10, 11 «Б» класс.     

                     
                                                                             Научный руководитель:
                                                                             Голубцова Эльвира Александровна
                                                                             Учитель русского языка и литературы
                                                                             высшей квалификационной категории
                                                                             МОУ СОШ №10 г. Хилок

                                                                             Контактный телефон: 9-21-496






Хилок 2010
Краевой конкурс исследовательских работ школьников
«Шаг в будущее - 2010»
секция литературы

Образ невест в творчестве А.С. Пушкина.

                                                                                 Автор: Гуляева Кристина Сергеевна
Россия, Забайкальский край, г. Хилок,
                                                                         МОУ СОШ № 10, 11 «Б» класс.

Краткая аннотация.
Данная работа содержит интересные факты биографии А.С.Пушкина, «непрестижного жениха».
Предлагаемый материал позволяет зрительно представить претенденток на роль жены поэта, а также увидеть другого Пушкина, который не мыслил жизни без гармонии.
Работа может быть полезна учащимся при подготовке к урокам, при написании творческих работ, а также учителям литературы в качестве дополнительного материала.

         










Краевой конкурс исследовательских работ школьников
«Шаг в будущее - 2010»
секция литературы

Образ невест в творчестве А.С.Пушкина.

                                                                                 Автор: Гуляева Кристина Сергеевна
Россия, Забайкальский край, г. Хилок,
                                                                         МОУ СОШ № 10, 11 «Б» класс.

Аннотация.
Выбранная тема характеризует автора как человека, желающего разобраться в пушкинском наследии, как человека, любящего творения великого поэта.
Был задан вопрос: что значила для влюбчивого поэта женитьба? Определены цели исследования, которые автор укажет во введении. Основные методы и приемы автора исследовательской работы: поиск, классификация материала, сравнение, сопоставление, наблюдение за деталями.
Автору статьи удалось заметить неповторимость тех приемов в изображении героинь-невест, которые использовал Александр Сергеевич. Сделан основной вывод: существует связь между реальными фактами жизни поэта-творца и фактами художественного мира его произведений.








Краевой конкурс исследовательских работ школьников
«Шаг в будущее - 2010»
секция литературы

Образ невест в творчестве А.С. Пушкина
                                                                                 Автор: Гуляева Кристина Сергеевна
Россия, Забайкальский край, г. Хилок,
                                                                         МОУ СОШ № 10, 11 «Б» класс.

План исследования.
           Работая с трудами Д.М. Лотмана, с биографическими источниками Абрамовича, С.Л. Пушкина, исследуя переписку А.С. Пушкина с друзьями, возлюбленными, женой Натальей Николаевной, я задала вопрос: что значила для влюбчивого поэта женитьба? Что это: трезвый расчет или горячее чувство?
Изучена биография Пушкина, из которой стало ясно, что он сватался к нескольким девушкам. Мне захотелось узнать, нашли ли эти факты отклик в его произведениях, и я мысленно вернулась к тем, что были написаны в 20 – 30-е годы.
Затем была проведена работа с художественными текстами по классификации материала (по персоналиям и позиционные), с этимологическим словарем В.И. Даля, из которого я узнала о русских национальных традициях, о своде правил, регламентирующих не только иерархию взаимоотношений в семье, но и ее нравственный климат.
Я заметила, что Пушкин, в сущности, не противоречит этим правилам. Более того, не нарушая исконно русской традиции, оставляет право личностной реализации прежде всего за невестой, понимая, что после замужества такие поступки нетипичны по своей сути. Замужняя женщина не имеет возможностей проявить себя как самостоятельная личность.
Мне интересно было по-новому воспринимать художественные тексты писателя, так как я обращала внимание на внешность, среду, в которой воспитывалась героиня, отношения с родителями, состояние души, имя.  Я с удовольствием подмечала детали, цветовую гамму, наблюдала за поступками, которые совершали героини-невесты. Все это давало пищу для размышлений.
Меня поразило знание Пушкиным женской психологии. Откуда он мог знать, о чем и как думает та или иная его героиня? А героини психологически весьма разнообразные!
Исследуя выдвигаемую гипотезу, что тема семьи, брака, любви занимает в творчестве поэта одно из главенствующих мест, я пришла к выводу, что это так. Решая эту тему, Пушкин не противоречит нормам народной морали, русским национальным традициям, Библии. В его творческом сознании существует определенный взгляд на роль женщины в жизни общества, ее правах ее судьбе. Отсюда и образ невесты у него один, а образ жены другой.


























Содержание исследовательской работы.

1. Введение ___________________________________________________7
2. Основная часть___________________________________________8-10

1.1. Сватовство в жизни А.С. Пушкина_______________________8-9
1.2. Художественные средства и приемы создания образа невесты в творчестве А.С. Пушкина ______________________________9-11

         3. Заключение ________________________________________________12
              Список используемой литературы____________________________13



















Краевой конкурс исследовательских работ школьников
«Шаг в будущее - 2010»
секция литературы
Образ невест в творчестве А.С. Пушкина
                                                                                 Автор: Гуляева Кристина Сергеевна
Россия, Забайкальский край, г. Хилок,
                                                                         МОУ СОШ № 10, 11 «Б» класс.

1. Введение.
Готовясь в прошлом году к защите реферата «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Мадона», работая над циклом статей о Пушкине, исследуя переписку поэта, я испытала некий трепет. Это отношение к пушкинскому творчеству, к отдельным страницам его биографии сохраняется и по сей день.
Кажется, о Пушкине сказано много и очень трудно найти новый, незатронутый аспект во взгляде на произведения гения, его художественный мир. Меня восхитили отношения А.С.Пушкина и Н.Н.Гончаровой. Но я решила внимательнее изучить биографию поэта. И что же я узнала? Оказывается, Пушкин несколько раз сватался к разным девушкам.
Тогда я поставила перед собой цель исследования: проанализировав тексты произведений «Повести Белкина» (1830), «Капитанская дочка» (1833-1836), «Пиковая дама» (1833) и «Евгений Онегин» (1823-1831), вывести образ героини-невесты.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1.   собрать методом выборки из текстов произведений фрагменты, описывающие внешность героини-невесты, среду, в которой она воспитывалась, отношения с родителями, состояние души и личные черты;
2.   дать классификацию собранному материалу;
3.   рассмотреть семантику имен пушкинских героинь-невест и сопоставить с их характером;
4.   сопоставить полученные данные и вывести вариант образа невесты у Пушкина.
Базой исследования являются материалы "Пушкинской энциклопедии", "Онегинской энциклопедии", литературной энциклопедии терминов и понятий, труды Д.Д.Благого, В.В.Виноградова, Ю.М.Лотмана, С.Гессена, Т.М.Амбушева, Л.П.Макарова...
Теоретическая значимость исследования связана с проведением детального анализа образа героини-невесты в творчестве Пушкина.
Практическая значимость заключается в том, что данный материал может быть использован при подготовке к урокам литературы, в написании сочинений.
2. Основная часть.
1.1. Сватовство в жизни А.С.Пушкина.
Тема семьи, родственных отношений, семейных корней занимает в творчестве Пушкина одно из центральных мест. Ей посвящены многие лирические произведения поэта, и почти каждое прозаическое и лиро-эпическое произведение сюжетно связано с этой темой, отображая столкновения человеческих взаимоотношений, так или иначе касаясь института брака, семьи.
Меняются взгляды Пушкина на любовь, его всё чаще посещают мечты о доме, семейном очаге, хотя по-прежнему они сочетаются со многими увлечениями, бурными страстями. "Мой идеал теперь - хозяйка, мои желания - покой..." - вывод, к которому Пушкин приходит в это время.
И вот оно первое сватовство, о котором я узнаю из биографии, к Софье Фёдоровне Пушкиной (Приложение I) в сентябре 1826 года. Поэт думал о доме, о семье, об окончании своей кочевой и, в общем-то, одинокой жизни. "Мне 27 лет, дорогой друг. Пора жить, т.е. познать счастье ",- писал он тогда В.П.Зубкову. (Кунин В.В. «Жизнь Пушкина»: переписка, воспоминания.- В2т. - Т.2 - с.256)
Первое сватовство, как известно, было отвергнуто, к радости не только родных Софьи Фёдоровны, но и отчасти, и самого поэта. Но, что особенно важно, этот первый неудачный опыт сватовства не поколебал уверенность поэта в обязательности женитьбы. Он никогда не разделял счастье и семью. В этом смысле Пушкин — яркий образчик традиционного мышления, традиционных общественно-этических норм.
В начале лета 1828 года Александр Сергеевич вновь сватается и вновь получает решительный отказ от родителей невесты - Анны Алексеевны Олениной (Приложение II). Поэт отчётливо ощущает, что те сомнения, которые одолевают его, могут быть испытаны и самой невестой, и её родными. Пушкин к этому времени значительно пересмотрел свои позиции в отношении общественной морали и не стремился выступать в столь свойственной его ранним высказываниям роли бунтаря-романтика, сметающего все преграды в своём стремлении к идеалу.
Он считался "непрестижным женихом", потому что судьба не устроена, сложные взаимоотношения с правительством, да и слава поэта - такая зыбкая, такая скандальная.
Ближе всего к воплощению в жизнь был брак с Екатериной Ушаковой (Приложение III), которая не отказала бы Пушкину и родителей смогла бы уговорить, если бы сам поэт проявил решительность. Видимо, он был крайне серьёзен, понимая, что это на всю жизнь, и, как творческая личность, доверял своим внутренним, интуитивным сомнениями.
А вот встреча с Н.Н.Гончаровой (Приложение IV) была тем ярким событием, которое, по словам самого поэта, затмило его рассудок и заставило забыть об остальных увлечениях и привязанностях. И здесь он проявил всю свою выдержку и настойчивость: ни первое неудачное сватовство, ни холодность матери невесты не сломили его решимости.
Уже в марте 1830 года сам поэт поверил, что на этот раз всё действительно идёт к окончательному решению. Он воспринимал женитьбу как знак перехода к иному статусу, иному возрастному периоду, неизбежно настающему после юности, - статусу приличного, порядочного, солидного человека.
Девочка в фате. Глаза опущены.
Боже! До чего же молода!
-   Вы согласны быть женою Пушкина?
И в ответ чуть слышимое: "Да..."

Напрашивается вывод: Пушкин не мыслил жизни без гармонии, прежде всего внешнего и внутреннего мира, души и обстоятельств.
Но, как я думаю, доверять абсолютно биографическому методу в пушкиноведении вряд ли стоит. Поэтому, чтобы разобраться в поставленных мной вопросах, необходимо обратиться к самим художественным текстам, созданным Пушкиным до и после женитьбы.

1.2. Художественные средства и приёмы создания образа невесты в творчестве А.С.Пушкина
В своём исследовании я обратилась к тем произведениям, в которых главные женские образы проявляют себя в сюжете и как невесты, и уже как супруги. Это героини романа "Евгений Онегин" (1823 - 30): Татьяна и Ольга, их мать Прасковья Ларина и няня Филипьевна; героиня романа "Дубровский" (1832) Маша Троекурова; Маша Миронова из "Капитанской дочки" (1833 -36); Елизавета Ивановна из "Пиковой дамы" (1833); Марья Гавриловна из "Метели" (1830); Лиза Муромская из "Барышни-крестьянки" (1830).
Меня заинтересовали именно эти произведения потому, что они были созданы Пушкиным на рубеже 1820 - 30-х годов, в период, совпадающий с важными переменами в жизни поэта. Сюжет из жизни (сватовство, свадьба) и его преломление в творчестве (произведения с аналогичными событиями) - это пересечение и определило предмет моего исследования.
Я заметила повторяющиеся из произведения в произведение приёмы и аспекты изображения героинь-невест. Это прежде всего:
• портрет и те его детали, которые постоянно находятся в центре авторского внимания;
• среда воспитания, родные, семья;
• внутренний мир, состояние души героини-невесты, её характер, ценностные ориентиры;
• поэтика имени, рассмотренная в контексте христианской и народно-поэтической традиции.
Какие я сделала выводы, обобщив внешние данные героинь-невест? (Приложение V)
В подавляющем большинстве при создании образов Пушкин достаточно подробно описывает их внешность. Я обнаружила ряд неслучайных, на мой взгляд, совпадений: почти у всех героинь светлые волосы, большие голубые глаза, стройный стан, прекрасный голос, они часто бледны, всем им 17-18 лет.
При этом подчёркнуто отсутствие особой яркости во внешности. Пожалуй, не вписывается в этот ряд только облик Ольги Лариной. Она не пушкинская невеста. И действительно:
Её портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.
Светлая цветовая гамма - это поле чистоты, духовности, светоносности. Этому и соответствует внешность пушкинских героинь-невест.
Если вспомнить исторический документ "Домострой" - свод правил взаимоотношений в семье, её нравственный климат, то становится ясно, что Пушкин не противоречит одному из тезисов: "Жена да не перечит своему мужу". Поэтому писатель, не нарушая исконно русской традиции, оставляет право личностной реализации прежде всего за невестой. Но его невесты, не обретшие ещё статуса "жены, послушной мужу", совершают поступки, выводящие их за рамки общепризнанных норм поведения. Именно это даёт автору право оправдать их смелость и тайный или скрытый вызов, бросаемый общественной морали. (Приложение VI).
В произведениях Пушкина также присутствует и другой вариант невесты, когда она повторяет "уроки маменьки своей" и идёт по проторенной дороге судьбы.
Что бросается в глаза? На внутренний мир невест оказывает большое внимание не общение с родными, а французские романы, "преданье русской старины". Почти все героини - "читательницы нежные романов". Это, на мой взгляд, важный момент, потому что в таком облике поэт воплощает и свою музу "с французской книжкою в руках". В текстах я нашла этому подтверждение. (Приложение VII)
Напрашивается вывод: ни общение с родными, ни влияние родителей или сестры, а в большей степени французские романы, "преданья старины глубокой" и русский фольклор оказывали влияние на пушкинских героинь. Общим является следующее: у героинь сложные отношения с родителями, и той духовной близости, которую Пушкин не устаёт подчёркивать в отношении отцов и сыновей, здесь почти не наблюдается. Каждая из невест дана в окружении той среды, которая формировала их личности. Внешняя скромность и послушание - внешние атрибуты их поведения. Однако только те из них, которые вызывают особый интерес автора и становятся героинями произведений, не вписываются в привычный семейный круг, где зреет и принимается решение, способное изменить их судьбы.
Интересным, на мой взгляд, приемом контраста Пушкин придавал образам внутреннюю динамичность: робость, скромность, замкнутость - это общие черты поведения героинь-невест, но только до тех пор, пока не наступает момент, когда решается их судьба. И тогда они оказываются личностями, способными на поступок, способные выйти за рамки устоявшихся норм, традиционных правил и стереотипов. (Приложение VIII)
Все они готовы вступить в спор с судьбой ради своего счастья и даже, оказавшись в нелюбимой, может быть, даже в ненавистной ей среде, в окружении маскарадной "ветоши" и светского шума, как Татьяна Ларина, не подчиняться общественной морали, а подчинять ее себе, побуждая добрые чувства в окружающих ее людях.
Как художник-реалист Пушкин придает большое значение мотивировке характера, и героинями его произведений становятся только те, которые вызывают особый интерес автора. Они для него действительно "невесты", что, по В.И.Далю, этимологически связано со словом "неведомая". Невеста Пушкина остается неведомой для всех, и даже для своих родных.
Работая, я нашла полушутливый, так называемый Донжуанский список (Приложение IX) Пушкина, который заинтересовал меня. Столько женских имен! Часто повторяются имена Мария, Наталья, Ольга, Елизавета, Катерина, Прасковья, Александра...
И тогда я поняла, почему героини-невесты имеют такие же имена. Возник вопрос: "Почему эти имена? Ведь в списке десятки и других?" На этот вопрос мне помогла ответить семантика имен. (Приложение X)



3. Заключение.
Создавая образ героини-невесты, Пушкин рисует "милые черты" в согласии внешнего и внутреннего облика: светлые волосы, большие глаза, стройный стан, прекрасный голос, бледность, юный возраст (17-18 лет), отсутствие подчеркнуто броской, яркой красоты - все это говорит о скромности и чистоте. В этом что-то "тайное", "неведомое", "скрытое до времени и от глаз, и от понимания".
Пушкин, как я поняла, не противоречит нормам народной морали, "преданьям старины глубокой", Библии.
После замужества у женщины гораздо меньше возможностей проявить себя самостоятельной личностью, готовой совершить поступок, идущий вразрез с общепринятым правилам и нормам. Таким образом, право женщины на личностную реализацию остается прежде всего и только за невестой. Они оказываются личностями, способными к поступку. Пушкин акцентирует (во всех вариантах) внимание на сложности взаимоотношений невесты со своими родными, и я увидела, что той духовной близости, значение которой поэт не устает подчеркивать между отцами и сыновьями (Гриневы, Дубровские), почти не наблюдается в случае с дочерьми.
Отсюда, внешняя скромность и послушание - это лишь внешние атрибуты поведения невесты. В этом смысле пушкинская невеста, повторюсь, по В.И. Далю, "неведомая" и "не ведающая своей судьбы".
И семантика имен вполне соответствует чертам: нежность, доброта, спокойствие, детскость, но при этом твердость и готовность постоять за свое достоинство, своенравие и непримиримость к несправедливости.
У меня не возникло подозрения в повторяемости приемов в изображении героинь-невест. Все они неповторимы, живы, одухотворены. При этом всем им я доверяю, потому что они вполне реальные женщины.
Ну а если говорить о Пушкине, то я поняла, что в его творческом сознании укоренилось представление о роли женщины в жизни общества, ее правах и ее судьбе. И все-таки я считаю, что существует связь между реальными фактами человеческой жизни поэта-творца и фактами художественного мира его произведений.



Список используемой литературы.
1.   Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина [Текст]. - Т.2/В.Г.Белинский. - 2-е изд. - М, 1949
2.   Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы [Текст]. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 1999. - с.592
3.   Бродский Н.Л. "Евгений Онегин". Роман А.С.Пушкина [Текст]/Н.Л.Бродский. - 6-е изд.
4.   Даль В.И. Толковый словарь живого великорусскогоязыка [Текст]/В.И.Даль; под ред. проф. И.А.Бодуэна де Куртене. - Т.УП. - М.: Цитадель,1988. - 1024с.
5.   Литература 10-11 классы. - Вып.2/сост. Т.М.Амбрушева и др. - Волгоград: Учитель,2009. - 147 с.
6.   Тайна имени. Диагностика кармы имени. - М.: Риппол Классик, 2000. - 464с.
7.   Энциклопедия для детей. Русская литература. - Т.4. - М.: Аванта+, 1998. - 672с.: ил.


















Приложение I.

Софья Федоровна Пушкина.

Приложение II.

Анна Алексеевна Оленина.

Приложение III.

Екатерина Ушакова


Приложение IV.

Наталья Николаевна Гончарова

Приложение V.
Внешние данные героинь-невест. Портрет.
1.Татьяна Ларина:
• Ни красотой сестры своей,
      Ни свежестью её румяной
      Не привлекла б очей...
• Её изнеженные пальцы не знали игл...
      Прелестным пальчиком писала...
• Татьяны бледные красы. 
• Наделена
      Умом и волею живой,
      И своенравной головой,
      И сердцем пламенным и нежным.
• Милая простота.

2. Ольга Ларина:
• Как поцелуй любви мила,
      Глаза, как небо, голубые,
      Улыбка, локоны льняные,
      Движенья, голос, лёгкий стан,
      Всё в Ольге...
• Её портрет: он очень мил.
• В чертах у Ольги жизни нет,
      Точь-в-точь в вандиковой Мадонне,
      Кругла, красна лицом она,
      Как эта глупая луна
      На этом глупом небосклоне.

3. Прасковья Ларина:
• Как он, она была одета, всегда по моде и к лицу.
• Корсет носила очень узкий.

4. Филипьевна:
• 13 лет.

5. Маша Троекурова:
• Ей было 17 лет, и красота её была в полном цвете, имела прекрасный голос, бледность.

6. Маша Миронова:
• «Тут вошла девушка, лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми
      волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у неё так и горели».
• «Я в ней нашёл благоразумную и чувственную девушку».
• «Была одарена скромностью и осторожностью».

7. Марья Гавриловна:
• «Стройная, бледная девица, лет семнадцати».

8. Лиза Муромская:
• «Ей было 17 лет, черные глаза, смуглое и очень приятное лицо».
Приложение VI.

Поступки,
которые совершают героини-невесты.

1.   Татьяна Ларина пишет письмо Евгению Онегину, не боясь укоров со стороны общества.

2.  Ольга Ларина.
Вместо того чтобы хранить роль верности и лить слезы, быстро находит утешение в браке с уланом.

3.    Прасковья Ларина также забывает о «Грандинсоне» и находит счастье в привычке.

4.  Маша Миронова.
Несмотря на уговоры родителей Петруши Гринева самостоятельно едет в Петербург на аудиенцию к Екатерине I.

5.  Марья Гавриловна.
Тайком едет венчаться, но судьба вмешивается, и тайный обряд заставляет хранить верность жениху.

6.  Маша Троекурова.
Вступает в тайную переписку с сыном врага своего отца.

7.  Лиза Муромская.
Меняет облик барышни на крестьянский для встреч с сыном недруга своего отца.

8.  Елизавета Ивановна.
Выдает тайны графини, тем самым подставляя себя под удар.









Приложение VII.

Воспитание, среда,
в которой формировался внутренний облик
пушкинских героинь.

1.  Татьяна Ларина:
Ей рано нравились романы,
Они ей заменяли все.

Няня, уроки маменьки.

Она по-русски плохо знала,
Журналов наших не читала.

2.  Ольга Ларина:
Всегда послушна, окружение - няня и маменька, подруги, куклы, вести города, мода.

3.  Прасковья Ларина:
Жена ж его была сама
От Ричардсона без ума.

4.  Филипьевна:
И полно, Таня, в эти лета
Мы не слыхали про любовь.

5.  Маша Троекурова:
Выросла в уединении, огромная библиотека, составленная в большей части сочинениями французских писателей XVII века, мамзель Мими. Аристократические предрассудки.

6.  Елизавета Ивановна:
Французские романы, графиня.

7.  Маша Миронова:
Мама - главная в воспитании, беспрекословно подчинялась родителям.

8.  Марья Гавриловна:
«Была воспитана на французских романах».

:
9.  Лиза Муромская:
«Ветреное и избалованное дитя», воспитана на английский манер.


Приложение VIII.

Душевное состояние пушкинских невест.

1.  Татьяна Ларина:

Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива.
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
Задумчивость её подруга.
Она любила на балконе
Предвосхищать зари восход.
Послушна велению чувства,
Что так доверчива она,
Что от небес одарена
Воображением мятежным,
И сердцем пламенным и нежным,
И легкомыслием страстей.

2.  Ольга Ларина:
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда, как утро, весела.

3.  Маша Троекурова:
"Не имела подруг и росла в уединении".

4.  Елизавета Ивановна:
Самолюбива, живо чувство.

5.  Маша Миронова:
"Маша трусиха", но вскоре перестала "дичиться".

6.  Марья Гавриловна:
Имела "романтическое воображение".

7.  Лиза Муромская:
"Всегда с идеями и весёлая".





Приложение IX.
Донжуанский список.

Аглая – Аглая Антоновна Де-Грамон (в замужестве Давыдова);
Аграфена – Аграфена Закревская;
Александра – Александра Осипова (Алина);
Александра – либо Александра Римская-Корсакова, либо Александра Смирнова-Россет;
Амалия – Амалия Разнич;
Анна – Анна Николаевна Вульф;
Анна – Анна Ивановна Вульф;
Анна – Анна Николаевна Оленина;
Анна Урусова – Анна Гирей;
Варвара – вероятно, Варвара Черкашенинова;
Варвара – либо Варвара Ермолаева, либо Варвара Суворова;
Вера – Вера Федоровна Вяземская;
Евгения – до сих пор неизвестная женщина;
Евпраксея – Евпраксея Николаевна Вульф;
Елена – либо Елена Раевская, либо Елена Завидовская;
Елизавета – Елизавета Ксаверъевна Воронцова;
Калипсо – Калипсо Полихрони;
Катерина  I – Екатерина Павловна Бунина;
Катерина II – Екатерина Андреевна Карамзина;
Катерина III – либо Екатерина Раевская (в замужестве Орлова), либо актриса Екатерина Семенова;
Катерина IV – Екатерина Николаевна Ушакова;
Княгиня Авдотия – Евдокия Ивановна Измайлова (в замужестве Голицына);
Любовь – возможно, Любовь Суворова;
Мария – либо Мария Суворова (в замужестве Голицына), либо Мария Раевская (в замужестве Волконская), либо Мария Урусова (в замужестве Мусина-Пушкина);
Надежда – Надежда Святополк-Четвертинская;
Наталья – либо Наталья Викторовна Кочубей (в замужестве Строганова), либо Наталья Степановна Апраксина (в замужестве Голицына), либо актриса Наталья;
Наталья – Наталья Николаевна Гончарова;
NN – «утаенная любовь» Пушкина, разгадка имени которой более всего занимает исследователей;
Настасья – до сих пор неизвестно, кто эта женщина;
Ольга – возможно, Ольга Потоцкая  (в замужестве Нарышкина);
Пулхерия – Пулхерия Варфоломей;
Софья – либо Софья Потоцкая (в замужестве Киселева), либо Софья Федоровна Пушкина (в замужестве Панина), либо Софья Урусова (в замужестве Радзивилл);
Элиза – Елизавета Михайловна Хитрово.

Приложение X.
Семантика имён героинь-невест.

Маша (древнеевр.) - «печальная, любимая, горная». Девушке, которая носит это имя свойственны доброта. Нежность, спокойствие. Сама ещё дитя. Её не просто обидеть, в ней достаточно твёрдости и достоинства, чтобы постоять за себя. Она бывает своенравной. Она конкретно привержена справедливости, ответственно относится к любой работе, щедро разливает вокруг себя тепло. Имя имеет старое происхождение.

Татьяна (древнегр.) - «устроительница, учредительница». Эмоциональна, умеет постоять за себя, упрямая, властная, ревнивая, но спокойная.

Ольга (древнесканд.) - «святая», обидчивая, замкнутая, упрямая, из принципа не просит прощения, учится без особой охоты, держится в тени, сама себе на уме. Натура малодеятельная. Первое замужество неудачное.

Прасковья (греч.) - «пятница». Спокойная, с детства не по-детски серьёзная,
способная, первый брак не удачен.

Лиза (древнеевр.) - терпеливая, неторопливая, хорошо приспосабливается к новым условиям жизни. Всегда достигает намеченной цели, хотя идёт к ней более сложными и длинными путями, чем другие, и неудача сбивает её с пути. Обидчивая. Замуж выходит по любви, но первое замужество бывает недолгим.