ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

I. Информационная справка
1. Общие сведения
Наименование учреждения  Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 город Хилок.
Государственная аккредитация:  серия АА 072127 04. Дата выдачи 04. 05. 2005г.
              Лицензия : серия А № 250728 от 06. 07. 2007г.
Свидетельство о государственной аккредитации: АА058057 рег №116 от 02.07.2001
Место нахождения учреждения (юридический, фактический адрес):673200, Забайкальский край, Хилокский район,  город Хилок, ул. Калинина 18.
Руководство учреждения
Директор:                                           Ушакова Татьяна Петровна – руководитель первой категории,
                                                                                                                                                                           учитель высшей категории.
Заместители директора:
по учебно-воспитательной работе: Ланцова Вера Владимировна -  руководитель первой 
                                                            категории, учитель высшей категории,
по научно-методической работе: Еремеева Марина Алексеевна -  руководитель
                                                             первой категории, учитель первой категории.

по воспитательной работе: Кутуева Ирина Ивановна – руководитель
                                                             первой категории, учитель первой категории.

2. Социальное окружение и роль школы в социуме
Школа расположена в микрорайоне, в котором активное жилищное строительство завершилось 20 лет назад, последний многоквартирный дом сдан 5 лет назад, что обуславливает положительную динамику прироста населения микрорайона, так как заселение нового дома шло за счет переселения работников железной дороги с других станций. Немаловажную роль в приросте учащихся сыграло закрытие основной средней школы №1.
В ближайшем окружении нет ни одной средней школы.
Микрорайон имеет в значительной степени насыщенную инфраструктуру дополнительного образования. Здесь находятся детский центр творчества, ПУ-№3, детская музыкальная школа, детская художественная школа, ДЮСШ, УВК-№3,ДК железнодорожников, центральная районная библиотека, краеведческий музей, «новый компьютерный колледж».
В настоящее время школа имеет договоры о сотрудничестве с дошкольными образовательными учреждениями ДЦТ, ИрГУПС, наши дети являются постоянными участниками олимпиад по математике, физике ,проводимыми университетом, заключаются договора на сезонные работы с привлечением несовершеннолетних с Центром Занятости Населения по Хилокскому району.  Ежегодно учащиеся школы участвуют в уборке улиц города, в приведении в порядок памятных мест города. Сложившаяся система отношений позволяет в значительной степени удовлетворять потребности учащихся в дополнительном образовании, но оставляет достаточно много открытых вопросов.


3. Сведения об обучающихся.

Динамика численности обучающихся

2006 – 2007 уч. год.
2007 – 2008 уч. год. 2008 – 2009 уч. год. 2009 – 2010 уч. год.

381 человек

392 человека.
392 человека.
423 человека.

Таким образом, объективной является динамика к увеличению количества обучающихся в школе, соответствующая общегородской динамике. В то же  время школа является одной из самых больших по наполняемости в городе и, безусловно, самой крупной в микрорайоне. Текущий и предыдущий учебные годы свидетельствуют о стабилизации численности обучающихся.

4. Педагогический персонал.

Уровень образования.

Год Всего пед. работников Из них педагогов по уровню образования
(в том числе совместителей)
    Совместителей В том числе преподавателей 
вузов Высшее образование (в т.ч. педагогическое) Незаконченное высшее Среднее специальное среднее Ученая степень
2009
/2010 41 3 - 32/31 3 5 1 -

Стаж работы

год До 2-х лет От 2 до 5 лет От 5 до 10 лет От 10 до 20 лет Свыше 20 лет.
2009/2010 9
3 2 7 20

Таким образом, педагогический коллектив на 80% укомплектован преподавателями, имеющими высшее образование, 7% получат его в ближайшие 1-3 года, 12% имеют специальное среднее профессиональное образование (причем двое из них имеют первую  квалификационную категорию).
Абсолютное большинство имеют солидный педагогический стаж, но с другой стороны, проблемой остается старение коллектива и сравнительно небольшой процент молодых педагогов.
Квалификационные категории.

• Высшая квалификационная категория – 10 человек (24%)
• 1 квалификационная категория – 9 человек (22%)
• 2 квалификационная категория – 12 человек (29%)
Таким образом, школа обеспечена высококвалифицированными кадрами, готовыми к реализации программы развития школы.
В школе сложилась система работы по повышению профессиональной компетенции педагогов. В настоящее время она осуществляется через работу в школьных методических объединениях, в специальных программах методических семинаров и курсовой подготовки.
За последние пять лет  курсы повышения квалификации (100 и более часов) прошли 15 % педагогов, 49% учителей прошли тематические курсы (от 72 часов). Сложилась система стимулирования повышения квалификации – в школе установлены специальные надбавки педагогам, имеющим квалификационные категории.
Особое место в стимулировании креативности работы является система награждения педагогов школы.

Награждение педагогов.
• Заслуженный учитель – 1 (Бичанова Н.А.)
• Отличник народного образования – 7 (Аллагулова Н.И., Бичанов В.Б., Бичанова Н.А., Гальченко Т.Н., Земсков В.Д., Решетова Г.И., Ушакова Т.П.).
• Заслуженный профессиональный работник Читинской области – 2 (Голубцова Э.А., Решетник В.А.)
• Отличник физической культуры и спорта – 1 (Плещенко Е.В.).
• Победитель ПНПО – 1 (Решетник В.А).
• Грамота Министерства Образования – 2  (Варфоломеева Г.Н., Ланцова В.В.).

Данные о награждениях подтверждают высокий профессиональный потенциал учителей школы

Характеристика семей обучающихся.

Уровень образования родителей.

Образование матери отцы всего
высшее 129 52 181
Сред. профессиональное 159 166 325
Полное среднее общее 68 54 122
Без образования 7 5 12
Всего 363 277 640

Занятость в сфере трудовой деятельности

мать отцы всего
рабочие 110 182 292
служащие 173 29 202
предприниматели 29 15 44
Не работающие 45 28 73
безработные 16 10 26
пенсионеры 1 2 3
Всего 374 238 640


Таким образом, большинство родителей имеют среднеспециальное и высшее образование и заняты в сфере интеллектуальной деятельности, что обуславливает высокий уровень требований к качеству образовательных услуг, предоставляемых школой.

Участие в совместной деятельности по воспитанию детей.

В школе сложилась система совместного участия в воспитании детей, сочетающая как традиционные, так и инновационные способы взаимодействия.
К традиционным мы относим: проведение родительских собраний классов и общешкольного родительского комитета, на которых освещаются направления и результаты образовательной деятельности школы; работу педагога-психолога, направленную на педагогическое просвещение родителей, через мониторинг запросов родителей, анализ их педагогических затруднений, участие в проведении родительских собраний, проведение индивидуальных психолого-педагогических консультаций, через создание предметно-информационной среды
К инновационным может быть отнесена деятельность по реализации программы работы с родителями «Семь-Я». Повышение правовой грамотности родителей осуществляется через работу «правового ликбеза» (изучаются Устав, Правила поведения обучающихся, Положения об итоговой аттестации и др.), проводимого классными руководителями и администрацией школы при проведении тематических классных и общешкольных родительских собраний, а также через соответствующее оформление предметно-пространственной среды.
Кроме того, в школе сложилась система традиционных мероприятий, проводимых с участием родителей: это «Праздник семьи», проходящий в форме эстафеты; праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» и др. Родительские комитеты классов организуют в конце года совместный «Поход Дружбы».
  В среднем звене проводятся новые нетрадиционные формы  родительских собраний, родители регулярно привлекаются для организации классных дел, экскурсий.
6. Краткая характеристика образовательного процесса.
Основными направлениями образовательной деятельности являются:
Вторая ступень
1.Выполнение закона РФ «Об образовании»: Содержание образования ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.
Создание условий, благоприятных для возможно более полного раскрытия и развития индивидуальности с учетом социальных требований и запросов к развитию ее качеств, культурно-личностная модель ориентации образования.
2.Развитие технологии обучения: создание, применение и определение всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия с целью оптимизации форм образования.
3. Совершенствование учебных умений и навыков самообразовательной работы при условии эффективного использования времени индивидуальных консультаций, групповых форм сотрудничества.
Третья ступень
1. Выполнение закона РФ «Об образовании»: содержание образования обеспечивает адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира.
2. Совершенствование форм  организации работы научного объединения учащихся. Развитие научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы, являющейся действенным фактором, влияющим на результативность труда школьного коллектива.
3. Развитие системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.
4. Отработка гибкой системы профилей и кооперация старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.
Реализация программ образования.
Вторая ступень Учебный план 5 – 6  классов основной базовой школы составлен на основе Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Забайкальского края, строится, исходя из 6-и дневной учебной недели.  Учебный план 7 - 9 классов основной базовой школы составлен на основе Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Забайкальского края. Он выдерживает гигиенические нормы учебной нагрузки, сохраняет полностью базисный федеральный компонент.                                                                                                                                                                                   
Национально-региональный компонент на 2 ступени обучения в 2009-2010 учебном году представлен в объеме 1часа в неделю следующими предметами: спецкурс «Фольклор и литература Забайкалья» 5,6,7 классы; модульный курс «Зелёный мир Читинской области» 6-е классы; модульный курс «География Забайкальского края» 9 –е классы; курс «История Забайкалья» 8-е классы.
Школьный компонент представлен: факультативными и групповыми занятиями, имеющими цель удовлетворения образовательных интересов обучающихся, а также предпрофильной подготовкой в 9 а, б, в  классах, предполагающей модульную систему знакомства обучающихся с будущими профильными направлениями.
В настоящее время в школе изучается английский язык.

Третья ступень. В 2006-07 по федеральной программе школа перешла на профильное обучение. В2009-10 уч. году в школе создан один физико-математический класс – 10 «б», в 10-«а» и 11 «а» классах созданы профильные группы учащихся:  социально-гуманитарная и физико-математическая в 11 кл. Учащиеся 10-11 классов обучаются по ИУП..







Диагностика результатов образовательного процесса.

Результаты обученности учащихся МОУ СОШ №10
г. Хилок за 3 года:

годы всего
уч-ся пере
вед 2 год
5-9 10-11 %
Успев.
«4-5»
«5» %
Кач.

2006-2007уч.г.
381
373
4
-
93%

124
17
38%
2007-
2008 уч.г
392
387

4
1
98.7%
103
18
31%

2008-
2009 уч.г
392
390
2
-
99.5%

118
18
35%

       

Результаты итоговой аттестации выпускников второй ступени
(ГИА 9 классы за три года) 2006-2009уч. годы.

2 ступень
2006-07уч. г. 2007-08уч. г. 2008-09уч.г.
Всего обучалось в 9 классах:

Всего допущено к итоговой аттестации:
Освобождено от итоговой аттестации:
Успешно прошли итоговую аттестацию
В т. ч. на «4»и «5» 69

100%
_

100%

40% 41

100%
_

100%

64 50

100%
_

100%

70%
Обучается в 10 классе:

В Сузах:

В ПТУ:
78% (54)

-

22% (15) 71% (29)

3% (1)

26% (11) 80% (40)

4% (2)

16% (8)

2006-2007 уч. году выпускники 9-х классов по новой форме (ГИА), сдавали экзамены только по русскому языку и математике.
2007-2008 уч. году: русский язык, математика, химия – по новой форме.
2008-2009г.-химия, биология, география, история, обществознание, англск,;

Результаты итоговой аттестации выпускников третьей ступени
(ЕГЭ 11 классы за три года) 2006-2009уч. годы.

3 ступень
2006-07уч. г. 2007-08уч. г. 2008-09 уч. г.
Всего обучалось в 11 классе:

Всего допущено к итоговой аттестации:

Освобождено от итоговой аттестации:

Успешно прошли итоговую
аттестацию:
в том числе на «4»и «5»
из них получили:
золотую медаль
серебряную медаль

41уч.

100%

-

99.7%

54.7%

-
2 31уч

100%

-

93.6%

49.3%

2
2 48уч

100%

-

99%

63.7%

-
-
Обучаются в ВУЗах

Обучаются в Сузах

Обучаются в ПТУ 94% (38)

4% (2)

2% (1) 84% (26)

6% (2)

10% (3) 91 (44)

-

9% (4)

5.13 Второгодничество за три года (2006-2009уч. год.)

Учебный год Количество
учащихся
в школе Количество
второгодников Причины второгодничества:
2006-2007г. 381      4 (1%)
Социальные причины (пьянство и бесконтрольность родителей)-3
Пед. запущенность - 1
2007-2008г. 392 5 (1.2 %)
Социальные причины – 3
Пед. запущенность - 2
2008-2009г. 392 2 (0.5%)
Социальные причины – 1
Пед. запущенность  - 1
Итого
за три
года:    11 (0.9 %)
                                                                         9.5 Готовность выпускников к жизни и труду:

9класс

Учебный
год Всего
выпускн. Из них поступило
    10 класс ССУЗ ПТУ Второй год
2006-2007 уч. г
69 78% (54) - 22% (15) -
2007-2008 уч. г
41 71% (29) 3% (1) 26% (11) -
2008-2009 уч. г
50 80% (40) 6% (2) 14% (8) -

           

9.5 Готовность выпускников к жизни и труду:

11 класс:

Учебный год Всего
выпускн
Из них поступило:
   
ВУЗ
ССУЗ
ПТУ
Армия
Работают
2006-2007г.
41 94% (38) 4% (2) 2% (1) - -
2007-2008 г.
31 84% (26) 6% (2) 10% (3) - -
2008-2009г.
48 91%(44) - 9% (4) - -





.
Дополнительные образовательные услуги

Название кружка, секции Кол-во уч-ся
2006-2007 2007-2008 2008-2009
краеведческий 25 18 27
Танцевальный «Забайкалка» 18 13 10
« Лоскуток» 28 14 26
«Хозяюшка» 24 21 27
Баскетбол мальчики

140

163






174
Баскетбол девочки   
Баскетбол юноши   
Баскетбол девушки   
Волейбол юноши   
Волейбол девушки   
Футбол мальчики   
Футбол юноши   
«Стрелок» 12 15 -
«Юный дизайнер - 9 10
Геоботаник    15
Всего: 247ч.-65% 253ч-65% 289ч-72%

Растет занятость детей в кружках и секциях, хотя состояние материальной базы доп. образования оставляет желать лучшего.

7. Характеристика здоровья школьников

Объективной реальностью настоящего времени является то, что увеличивается доля детей приходящих в школу, имеющих хронические заболевания, поэтому в школе ведется мониторинг как числа детей,  относящихся к различным группам здоровья, группам для занятий физической культурой, так и мониторинг хронических заболеваний.

Состояние здоровья обучающихся

Показатель
2006-2007уч.г 2007-2008уч.г 2008-2009уч.г
Всего детей 380 376 392
% практически здоровых 90,3 89,4 90,4
% детей, имеющих хронические заболевания 9,7%/37ч. 10,6/40 9,6/38

Данная информация находится в работе  у классных руководителей и служит руководством в решении таких вопросов, как размещение детей в классе, подбор и регулировка ростовой мебели, кратность и содержание физкультминуток.
Контроль за состоянием здоровья осуществляется медицинской службой, сформированной детской районной поликлиникой. В настоящее время медицинский кабинет работает ежедневно, в нем принимает медицинская сестра ( с 8-00 до 17-00).
Составлен план совместной деятельности школы и медицинской службы, осуществляются ежегодные осмотры всех обучающихся специалистами.
К программам, способствующим поддержанию здоровья детей школы относятся:
- приобретение и обновление мебели в соответствии с ростовыми группами;
- установка дополнительного освещения у классных досок;
-  улучшение качества горячего питания, увеличение охвата детей горячим питанием;
- развитие материальной базы медицинского кабинета.
Школа реализовывается программа «Здоровье», которая предусматривает расширение валеологической грамотности учащихся и родителей, укрепление здоровья детей, пропаганда здорового образа жизни
.
В школе обучаются 10 детей, находящихся под опекой.  Все семьи находятся под контролем администрации школы. С опекунами поддерживается непрерывная связь, семьи посещаются классным руководителем и психологом.

8. Характеристика системы воспитательной работы

За семьдесят лет существования школа претерпевала различные изменения, но во все времена давала своим ученикам разносторонние знания, благодаря чему среди выпускников школы государственные служащие, ученые, военные, врачи и учителя. И не последнюю роль в том, что выпускники школы получают отличное образование и могут состояться как профессионалы, играет выбор концепции воспитания.
Концепция воспитательной системы образовательного учреждения строится на основе концепций В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Сухомлинского В.А., Ушинского К.Д., Иванова И.П., Щурковой Н.Е. и развивается в соответствии с  законом РФ «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, письмом Министерства образования РФ «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении», Конвенцией о правах ребенка, федеральных законов в сфере образования, Устава МОУ СОШ№10.
Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социально-предметной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство. Развитие воспитания в системе образования России в последние годы стало одним из приоритетных направлений в деятельности Министерства образования России, органов управления образованием субъектов РФ, образовательных учреждений.
Это стало возможным, прежде всего потому, что произошли существенные позитивные изменения в обществе и в государстве в целом, определились  цели воспитания и обучения как единого процесса. Возникла очевидная необходимость повышения статуса воспитательной работы в школе.
Организация воспитательного процесса в ОУ закладывает у подрастающего поколения основы общественных идеалов и ценностей, создает условия, при которых каждый ребенок может научиться делать выбор и осуществлять его в соответствии с нормами, которыми руководствуются школа и общество.
Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы школы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, связь с семьей.
Воспитательная система создается и развивается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности, как воспитанника, так и педагога.
Цель воспитательной системы - развитие  личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности.
Задачи:
1. Создание условий для развития творческих способностей, инициативности, самостоятельности учащихся с учетом интересов, склонностей, личностных и возрастных особенностей.
2.   Формирование развивающей нравственно и эмоционально благоприятной внутренней и внешней среды для становления личности.
3.   Развитие системы  самоуправления    учащихся.
4. Создание условий для укрепление здоровья учащихся, профилактики  правонарушений.
Успешной реализации концепции воспитания способствует разработанная Программа развития воспитания, где отражены цели, задачи, направления работы, этапы и методы реализации мероприятий по развитию воспитательной системы школы; скоординированность действий всех участников образовательного процесса: администрации, классных руководителей, родителей и учащихся. В качестве подпрограмм в школе разработаны и действуют:
- Программа «Одаренные дети»
- Программа воспитания здорового образа жизни
- Программа гражданского воспитания учащихся «Быть– гражданином»
- Программа профилактика правонарушений
- Программа по профориентации учащихся
- Программы дополнительного образования
- Программа летней занятости учащихся «Лето»
Воспитательная система – это открытая система, консолидирующая все имеющиеся социальные институты вокруг решения ее задач.
Для воспитательной системы характерны: развитие, ориентация учащихся и учителей на творчество, глубокая интеграция основного и дополнительного образования, благоприятный психологический климат, представление права выбора, поиск личностно-ориентированных технологий и форм воспитания.
К системообразующим видам деятельности можно отнести познавательную, научно-исследовательскую, творческую и досуговую деятельность.
Следует отметить, что ученик имеет возможность обогатить и расширить свои знания через кружки, секции, факультативы.
Воспитательная система играет существенную роль в развитии личности.
Управление воспитательной системой – это особое управление, оно глубокое и многоаспектное. Управление осуществляется системой в целом и каждым ее компонентом в отдельности с учетом его своеобразия.
Первое осуществляется через моделирование, создание образа своей школы в сознании педагогов, родителей, учащихся. Через диагностику определения приоритетов ценностей субъектов воспитательной системы была создана модель выпускника.

Модель выпускника Хилокской средней школы №10

Нравственный потенциал Познавательный потенциал Коммуникативный потенциал Культурный потенциал Физический потенциал

Осмысление
целей и смысла жизни, понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, проявление в отношениях с ними доброты, честности, порядочности, вежливости; готовность к профессиональному самоопределению и самореализации; активность в общешкольных и классных делах.
Желание и готовность продолжать обучение после школы или включаться в трудовую деятельность, потребности в углубленном изучении избранной профессии, в самостоятельном добывании новых знаний
Владение умениями и навыками культуры общения, способность корректировать в общении свою и чужую агрессию, поддерживать эмоционально устойчивое поведение в жизненных кризисных ситуациях.
Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты, потребность в посещении театров, выставок, концертов, стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности, поведении, в отношениях с окружающими.
Стремление к физическому совершенствованию, умение подготовит и провести подвижные игры и спортивные соревнования

Управление воспитательной системой школы осуществляется через структурные компоненты: классы, кружки, секции, методическое объединение классных руководителей, родительский комитет.
Совместная работа с учреждениями культуры и дополнительного образования

наиболее значимое сотрудничество школы с такими УДО, как ДЦТ, районная библиотека, художественная и спортивная школы, ДК железнодорожников, всего в УДО занято 93% учащихся нашей школы.


Детские организации и самоуправление в ОУ

Значимым направлением в формировании воспитывающей среды является развитие форм детского самоуправления, которые ведут к формированию у обучающихся ценностей гражданского общества и способствуют отражению интересов детей имеющих заинтересованность в социально-значимой деятельности
В школе обучается 420 уч-ся, из них 183 человека участвуют в деятельности школьного самоуправления. Силами школьного самоуправления  проводятся общешкольные праздники «День всех влюбленных», «8-марта» - театрализованное представление, КВН, Новогодние представления и т. д.
В соответствии с уставом школы  орган ученического самоуправления является Ученический совет. По инициативе обучающихся Ученический совет был сформирован на основе тайного голосования - выборов представителей от классов (округов) с 5 -11 класс.

Особым направлением формирования воспитывающей среды, является издание школьной газеты  «Десяточка», на страницах которой отражается жизнь школы

9. Социализация выпускников
Социализация обучающихся, являющаяся одной из целей образования,  неразрывно связана с определением профиля будущей деятельности детей. Решению этой задачи служит система профильной подготовки, сложившая в школе,  в настоящее время она представлена программным и технологическим компонентами.
В 9 классе вводится предпрофильная подготовка, состоящая из четырех блоков, соответствующих четырем основным профилям (социально - гуманитарный, физико-математический). Структура этой программы такова, что она, с одной стороны, знакомит обучающихся с особенностями профиля, с другой помогает им адекватно оценить свои желания и возможности в данном направлении (через стержневой психолого-педагогический компонент). Программа рассчитана на  34 часа, которые отведены на изучение индивидуальных особенностей ребенка с целью его наиболее адекватной профориентации. В настоящее время разрабатываются системы диагностики результатов профориентации.
Технологический компонент предпрофильной подготовки заключатся в отборе практико-ориентированных и результато-ориентированных технологий (в частности проектных). Особую значимость имеет стержневой психолого-педагогический курс, имеющий практическую наполненность (диагностика, самоидентификация, соотнесение личностных качеств с профессиональными сферами). Этот курс способствует индивидуализации и адресности предпрофильной работы.
Важнейшим компонентом предпрофильной подготовки является целенаправленная работа с родителями обучающихся в которую входят
- создание предметно-информационной среды (адресатами которой являются как обучающиеся, так и родители) – специализированные стенды, тематические выпуски школьной газеты и т.д.
- система психолого-педагогического консультирования как группового, так и индивидуального;
- система тематических родительских собраний с участием администрации и педагогов, преподающих профильные предметы.
Такой подход позволяет в настоящее время реализовывать два профильных направления в школе естественно-математический и социально-экономический. Данный выбор обусловлен максимальным социальным запросом именно на эти профили и отражен в лицензии на право образовательной деятельности, обеспечен соответственно нормативно (Устав, Положение о профильных классах, Учебный план) программно и кадрово (учителя высшей и первой категории).
Такая система приводит к высоким результатам трудоустройства обучающихся.

Продолжение образования и трудоустройство обучающихся.
Выпускники основной школы (9 – Х классов).

2 ступень.
2006-2007 уч. год. 2007-2008 уч. год. 2008-2009 уч. год.
Всего обучались в 9-х классах. 69 41 50
Обучается в 10-х классах. 78 % (54) 71 % (29) 80 % (40)
В СУЗах. - 3 % (1) 4 % (2)
В ПТУ. 22 % (15) 26 % (11) 16 % (8)

Выпускники полной средней школы (11-х классов).

3 ступень.
2006-2007 уч. год. 2007-2008 уч. год. 2008-2009 уч. год.
Всего обучалось в 11 классе. 41 31 48
Обучаются в ВУЗах 94 % (38) 84 % (26) 91 % (44)
Обучаются в СУЗах 4 % (2) 6 % (2) -
Обучаются в ПТУ. 2 % (1) 10 % (3) 9 % (4)

Наблюдается положительная динамика поступления выпускников Средней школы в ВУЗ.

10. Обеспечение  всеобщего основного образования

В школе имеются: учебных кабинетов – 18; мастерских – 2,  классов информационных технологий -1, демонстрационный кабинет (класс ТСО) -1, спортзал – 1, спортивная площадка – 1,  столовая -1 (на 100 посадочных мест)                                                                               
Компьютерные классы:
1 компьютерных класса, по 10 посадочных мест +1 рабочее место учителя
(объединены в локальную сеть, имеют выход в Интернет), компьютеры, обеспечивающие административный процесс - 2
Дополнительное оборудование: Мультимедийный проектор - 3, модем -2,  принтер – 3,   сканер-2, телевизор - 2, видеомагнитофон-2, кодоскоп-1, магнитофон –2, музыкальный центр – 1.
Таким образом, состояние материально-технической базы способствует выполнению закона РФ «Об образовании» и может служить платформой для реализации программы развития.
12. Нормативно-правовое и документальное обеспечение работы Школы.
В настоящее время школа имеет все документы, определяющие ее статус как юридического лица (свидетельства о государственной регистрации, о регистрации в налоговом органе, в органах социального, пенсионного и медицинского страхования и органе статистического учета, свидетельства на право оперативного управления имуществом и землей, учредительный договор), так и образовательного учреждения (Лицензия на право образовательной деятельности, аттестационное заключение, свидетельство об аккредитации).
Основным документом, регулирующим жизнедеятельность школы, является Устав. Как документ, отражающий жизнь развивающегося учреждения он постоянно корректируется в соответствии с изменением федерального законодательства и модернизацией самой Школы. Последняя редакция устава была принята 16. 02. 2010 года. Детализация и конкретизация отдельных сторон жизни осуществляется через локальные акты.

13. Традиции Школы

Определяющим понятием в процессе формирования образовательной среды школы и школьного этноса является понятие традиций, то есть устоявшихся дел, мероприятий, акций ведущих к утверждению основных ценностей.

Наименование дела Форма проведения Лозунг Содержание Ценность-цель, формирующаяся в процессе дела
Татьянин день Торжественное общешкольное собрание Мы славим тех, кто нас прославил Награждение Школьными грамотами «Достоинство школы», «Честь школы», «Слава школы» обучающихся  и педагогов, ставших победителями и лауреатами интеллектуальных, спортивных и творческих состязаний  различного уровня от школьного до международного. Признание успеха каждого значимым для всего сообщества, ценность вклада каждого в общее развитие, формирование школьного и надшкольного патриотизма
День труда Трудовая акция Школа - наш дом Сбор макулатуры, совместная работа детей, учителей, родителей по благоустройству школы и школьной территории Значимость и возможность достижения коллективных результатов. Пропаганда семейных ценностей
День ветерана Трудовая акция Никто не забыт, ничто не забыто Общешкольный сбор макулатуры с использованием средств на подарки ветеранам Великой отечественной войны, посещение ветеранов членами детского объединения «Вожатый» Уважение к прошлому родины. Формирование патриотизма. Формирование уважительного отношения к старшим по возрасту людям
День правовых знаний Информационно-театрализованные акции Закон надо знать Театрализованные и информационные представления старшеклассников для обучающихся младшей школы по содержанию основных законов (Конституция, Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Устав Школы) Формирование гражданских ценностей. Формирование правовой лояльности.
День Учителя День самоуправления Мы, славим труд учителя.. Проведение уроков и подготовка и проведение праздничного концерта Знакомство учащихся с особенностями педагогического труда
Осенний КВН КВН - знакомство Давайте знакомиться - это Мы КВН 9-11 классов, Ответственность каждого за общий результат.
За здоровый образ жизни Театрализовано-информационные акции Здоровье – это то, чего мы можем добиться Конкурсы агитбригад и наглядной агитации 8-11 кл. Формирование ценности здорового образа жизни
Поход дружбы Выход на природу Вместе в работе, вместе на отдыхе Совместные походы детей, родителей, учителей Пропаганда семейных ценностей
Веселые старты, первенства школы. Спортивные соревнования Выше, сильнее, быстрее Командные соревнования, эстафеты Пропаганда здорового образа жизни.

14. Конкурентные преимущества Школы.

К конкурентным преимуществам школы в настоящее время можно отнести:
- высокий уровень образовательных достижений

Качество медали. 2006-2007  уч. год 2007-2008  уч. год 2008-2009 уч. год
- с золотой медалью - 2 -
- с серебряной медалью 2 2 -

Высокий уровень творческих достижений обучающихся:

Анализ результатов предметных олимпиад за период: 2006-2007 уч. год; 2007-2008 уч. год; 2008-2009 уч. год.

Учебный год. Результаты районного тура. Результаты областного тура.
Всего участников. Число
призовых
мест.
Число
1 мест. Число
2 мест. Число
3 мест. Всего участников. Число призовых мест.
2006-2007 35 18 8 5 5 9 1 мест – 1(физика)
2 мест - -------------
3 мест – 2 (матем., геогр.)
2007-2008 39 23 9 7 7 10 Призовых мест нет.

2008-2009 38 24 6 10 8 8 1 мест – 1 (ф-ра)

Вывод: в результате анализа результатов районного тура предметных олимпиад выяснилось, что число призовых мест с каждым годом росло, число первых мест в 2006-2007, 2007-2008 уч годах было стабильно, а в последний год уменьшилось на 33%.. Количество вторых мест  увеличилось с 2006-2007 по 2008-2009 уч. год на 50%.. Число третьих мест стабильно увеличивалось. Результаты краевого тура олимпиад: за три года два 1места (физика 11кл., ф-ра – 9 класс) и два третьих места (математ. 10 кл., географ. 9 кл.). Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что уровень подготовки одарённых ребят в МОУ СОШ № 10 г. Хилок  к предметным олимпиадам достаточно высок. Необходимо улучшить подготовку по таким предметам, как: химия, англ. язык, история, право. Ребята по этим предметам выступают на неплохом уровне (вторые, третьи результаты), но не набирают нужное кол-во баллов для получения призовых мест.
Очень часто на районный тур олимпиады по этим предметам идут дети, которые в школьном туре заняли лишь вторые места, т.к. призёры участвуют уже в олимпиаде по физике, математике, рус. языку и т.д.

Анализ результатов районной научно-практической конференции «Шаг в науку»  за период: 2006-2007 уч. год; 2007-2008 уч. год; 2008-2009 уч. год.

Учебный год.    Количество участников. Итоги районной конференции.
Итоги краевой
конференции.
    Число
1 мест. Предмет. Места.
2006-2007 12
5 Литература
География.
Биология.
Информатика.
Физика. -
-
-
-
                            2
2007-2008 11
4 Литература
Краеведение.
Обществознание.
Химия. -
1
1
-
2008-2009 11
4 Краеведение.
Обществознание.
Литература.
География. 3
3
-
1
Вывод: анализируя результаты районной научно-практической конференции «Шаг в науку»  за три года следует отметить хорошую результативность и стабильное выступление наших ребят не только на районе, но и в крае.
В 2007-2008 уч. году две работы: Петрова И. «Петроглифы Гыршелунского камня» и Солоповой Т. «Демографическая ситуация в Хилокском районе» признаны лучшими в Забайкальском крае и были представлены на Всероссийскую конференцию. Перед педагогическим коллективом стоит задача вовлекать в исследовательскую деятельность как можно больше уч-ся и не уронить планку достижений предыдущих лет.

Участие в краевых и муниципальных конкурсах

Мероприятие
2006-2007г 2007-2008г 2008-2009г
Региональные
Акция
« НЕболит» - Областная грамота подарок
Конкурс «Моя малая Родина» - - грамота
Единый урок чтения участвовали участвовали участвовали
Антинаркотическая акция «Скажи наркотикам-нет» Участвовали участвовали участвовали
Областной конкурс рисунков «Забайкальскому краю-быть»    грамота
Областной смотр команд КВН    участвовали
Всего участвовали 340 человек 375человек 386человек
Муниципальные

Районный конкурс
«Золотое перо» 2 место участвовали 2место
КВН собирает друзей - 1место -
Конкурс «Салют Победа!» Участвовали Участвовали Участвовали.
Районный конкурс
«Безопасное колесо» 1 место 1 место 1 место
Выставка прикладного искусства Участвовали Участвовали участвовали
Конкурс «Утренняя звезда» Участвовали Участвовали Участвовали.
Смотр художественной самодеятельности    3 место
Районный смотр музеев    3 место
Районный конкурс «Сильные люди» 3 место 2место 3 место
Районный конкурс
«Самая, самая» Участвовали Участвовали 2место
Всего участвовали 251 человек 287 человек 364 человека

Спартакиады и районные соревнования

Спартакиады 2006-2007уч.г 2007- 2008уч.г 2008- 2009уч.г
Спартакиада допризывников 1 место 1 место 1 место
Областная легкоатлетическая спартакиада среди детей железнодорожников 1 место 1 место 1 место
Баскетбол 8-9 кл. 1 место 1 место 1 место
Баскетбол 10-11 кл 1 место 1 место 1 место
Легкая атлетика 1 место 1 место 1 место
Настольный теннис 1 место 1 место 1 место
Волейбол девушки. 1 место 1 место 2 место
Волейбол юноши 2 место 1 место 3 место
Многоборье. 3 место 3 место -
Футбол    2 2
Хоккей - - -

Место школы в рейтинге  по результатам районных мероприятий:
спортивных- 1 место, культурномассовых- 3 место
Креативность педагогов.

1. Обобщение передового педагогического опыта.

Учебный год. Учитель. Тема. Место проведения.
2006-2007. 1. Аллагулова Н.И.

2. Голубцова Э.А. «Уроки математики и воспитательная работа с классом в системе развивающего обучения»
«Развитие ключевых компетенций уч-ся, через технологический подход в процессе обучения русскому языку и литературе и в воспитательной деятельности» РМО (открытые уроки; мастер-класс); ЧИПКРО (участник ПНПО).
ЧИПКРО (участник ПНПО)
2007 - 2008   
2008 – 2009. Аллагулова Н.И. «Деятельностный подход в обучении математики» РМО (открытые уроки; мастер-класс)
2.В 2006-2007 уч. году 3 педагога школы (Решетник В.А., Голубцова Э.А., Аллагулова Н.И.) стали участниками конкурса  ПНПО. Решетник В.А. стала победителем этого конкурса.

Опытно-экспериментальная работа

В течение трёх лет на базе МОУ СОШ № 10 г. Хилок работала районная опорно-методическая площадка по проблеме: «Использование новых педагогических технологий в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения». В рамках  этой опорно - методической площадки была оформлена методическая витрина «Образовательные технологии»; велись индивидуальныё консультации по вопросам данного направления; каждое ШМО систематизировало опыт учителей по наиболее распространённым в МО пед. технологиям; проводились  заседания РМО учителей предметников по данной проблеме, где давались открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия; для педагогов района был организован единый методический день (2007-2008) и семинар для заместителей директоров школ района(2009-2010), где обобщался опыт школы по данной проблеме.
Уровень компетенции и достижений педагогов получил признание в образовательном пространстве города, района:2 учителя школы возглавляли районные методические объединения: Аллагулова Н.И. РМО учителей математики, Турбанова Т.П.. – РМО учителей физики, Только за 2009 – 2010 уч. г. в школе проведено 5 заседаний РМО учителей предметников. Таким образом, можно отметить тенденцию на повышение статуса школы как методического и инновационного объекта в образовательном пространстве района.

II. Проблемный анализ состояния школы

1. Состояние, значимой для образовательного учреждения внешней социально-экономической среды и прогноз ее изменения.
Основными тенденциями развития внешней среды школы можно считать:
- увеличение численности детей, живущих на микроучастке школы в ближайшие 4 – 5 лет, в соответствии с общегородской тенденцией;
- усиление конкурентной «борьбы за привлечение ученика в школу», между школами микрорайона, вхождение в борьбу статусных школ города.

2. Состояние социального заказа Школы и прогноз тенденций изменения образовательных потребностей населения.

В настоящее время Школа имеет высокий статус в образовательном пространстве микрорайона и города. Это проявляется в том, что школа является первой по наполняемости в городе. 
Введение новых учебных планов в среднем звене, Наличие многих УМК по изучению отдельных предметов с одной стороны и упорядочение в данном вопросе, как следствие принятие Стандартов образования и Концепции модернизации с другой, ставят учителя предметника в ситуацию когда он остается хозяином положения в выборе основ обучения, но выбор его уже существенно ограничен. Следовательно учителю нужно не столько искать новые УМК сколько отбирать новые технологи. Причем, при сокращении часов на преподавание предметов (в первую очередь естественнонаучного цикла), и при значительных требованиях, предъявляемых к ученику Стандартами образования на соответствующей ступени обучения это должны быть интенсивные технологии, и значительные возможности здесь представляют компьютерные технологии.
К тому же введение ИГА и ЕГЭ требует от учителя использования в работе иных, технологизированных способов оценки предметных компетенций обучающихся. Профилизация старшей школы, требует реализации программы предпрофильной подготовки обучающихся 8-9х классов, позволяющей им наиболее точно определить профиль будущего обучения. Ведь изменить этот выбор на третьей ступени, при сегодняшней системе проблематично. Следовательно, растет роль психологического анализа и мониторинга именно с целью профориентации школьников.
На третьей ступени, в соответствии с Концепцией модернизации образования, реализуются программы профильного образования. Сегодня это физико-математический (без специализации) и социально-гуманитарный (специализация – обществознание) профили. Они и наиболее востребованы в школе и обеспеченны программно, нормативно (отражены в Лицензии) и кадрово (на 46% учителя высшей квалификационной категории и первой). Есть возможность открытия естественнонаучного профиля. Но это потребует более детального изучения запросов обучающихся не только школы, но и микрорайона, провести соответствующую рекламную кампанию, проработать кадровый и нормативный вопросы..
Значимой проблемой для развития образовательной среды школы является развитие системы дополнительного образования. Это связано с тем, что по данным опросов на сегодняшний день нереализованными остались такие направления как технологическое (компьютерные технологии) и военно-патриотическое. Сокращается занятость детей в деятельности учреждений дополнительного образования на второй ступени, явно преобладает занятость в интеллектуальных объединениях на третьей ступени. Это связано не только со структурой интересов детей, но и с ролью классного руководителя как организатора дополнительного образования на разных ступенях образования. И с уровнем информированности школьников о возможностях получения дополнительного образования, как в школе, так и в городе. Школа в силу своей загруженности (во вторую смену в школе работают ЭК, факультативы, кружки, занимается филиал Читинского компьютерного колледжа; идут занятия УКП вечерней школы) не сможет реализовать все запросы данного рода в своих стенах. Следовательно, школа может и должна стать информационно-организационным и диагностическим центром дополнительного образования. Причем она должна иметь и предоставлять полный спектр информации о возможностях дополнительного образования города, но и формировать социальный заказ на необходимые услуги в ближайших УДО микрорайона. Каждый учащийся должен получить адресную рекомендацию по возможностям получения дополнительного образования, как в стенах школы, так и за ее пределами.

3. Анализ и оценка педагогического опыта, инновационного потенциала.

Уровень педагогической компетентности учителей школы можно оценить как высокий о чем свидетельствуют: значительная доля педагогов, имеющих высшую (24%) и первую (22%) квалификационную категорию, наличие педагогов имеющих почетные звания «Заслуженный учитель» (Бичанова Н.А..), «Отличник просвещения» (7 чел.). Учителя школы возглавляют методические объединения учителей-предметников района.
Значительный творческий потенциал подтверждается тем, что учителя Школы активно участвуют в работе РМО учителей предметников. В 2006-2007 уч. году 3 педагога школы (Решетник В.А., Голубцова Э.А., Аллагулова Н.И.) стали участниками конкурса ПНПО. Решетник В.А. стала победителем этого конкурса.
Следовательно, уровень профессиональной компетентности педагогического коллектива позволяет ставить и реализовывать задачи развития школы и в обучении и в воспитании.
4.Анализ конечных результатов деятельности ОУ.

В школе проводится большая работа по реализации законных прав обучающихся на получение бесплатного образования:
- Предпринимаются значительные шаги в сохранении и защите здоровья обучающихся – в школе осуществляется план мероприятий по реализации школьной программы «Здоровье », осуществляется постоянный мониторинг состояния физического здоровья и психологического комфорта обучающихся. В результате наметилась положительная динамика в вопросах заболеваемости. Но процент заболеваемости остается высоким (43-52%), что требует поиска более эффективных способов охраны здоровья, привлечения средств для проведения мероприятий по защите здоровья обучающихся.
- Формирование и развитие воспитательной системы основано на средовом подходе и осуществляется через воспитательную программу «Я учусь в этой школе». Следовательно, в настоящее время школа находится в стадии стабильного функционирования и имеет базу для следующего шага в развитии.
-
5. Управление достижением оптимальных конечных результатов работы Школы.

Основным принципом  управления школой в соответствии с уставом является сочетание единоначалия и самоуправления. И может быть представлена в приложении к задачам развития школы следующим образом:   















Должность Традиционно курирует вопросы

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе 1.Организация образовательного процесса на второй и третьей ступени образования.
2.Развитие содержания образования.
3. Руководство и контроль за развитием УВП в ОУ.
4. Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в УВП.
Заместитель директора по научно методической работе 1.Методическое руководство педагогическим коллективом.
2.Процесс аттестации и курсовой подготовки педагогов.
3. Изучение инновационных УМК и технологий.

Заместитель директора по воспитательной работе 1.Организация деятельности по формированию воспитательной среды  школы.
2.Развитие органов ученического самоуправления.
3.Взаимодействие с Учреждениями дополнительного образования и иными социальными партнерами
Заместитель директора по административно-хозяйственной части 1.Организация процессов жизнедеятельности школы.
2.Поддержание состояния материальной базы школы.
3.Оформление договорных отношений с партнерами школами в вопросах собственности  и развития материальной базы

III. Концепция развития Школы.

В настоящее время Школа в полном объеме сталкивается с проблемами, характерными для города в целом, так как по своему официальному статусу (Средняя общеобразовательная школа) и месторасположению (рабочий район) является ординарным образовательным учреждением. Среди этих проблем мы можем выделить следующие:
1. Проблема старения педагогических кадров.
       2. Состояние «педагогической неуверенности» в связи с переходом на новые учебные планы и введением ЕГЭ.
       3..Высокий уровень ожиданий родителей по отношению к школе и учителю.
       4. Формирующееся потребительское отношение родителей обучающихся – желание переложить полную ответственность за образование детей на плечи школы.
        5. Недостаточный уровень финансирования Школы.
         6. Невозможность реализации всех образовательных потребностей обучающихся в стенах школы.

Положительными аспектами нынешнего состояния можно считать.

1.Более высокий рейтинг по отношению к другим школам, что выражается в стабильном, имеющем динамику к увеличению.
2.Сравнительно высокий уровень достижений обучающихся в учебной и внеучебной деятельности .

Проблемными позициями сегодняшней ситуации являются:

1. Вступление в конкурентную борьбу за детей города.
2. Значительная степень изношенности  материальной базы (в первую очередь здания).

Таким образом, основными противоречиями настоящего положения можно считать:
1.Соответствие образовательных возможностей школы и педагогического коллектива вызовам современности и, в первую очередь, ожиданиям обучающихся и их родителей.
2. Готовность и возможность школы участвовать в организации реализации запросов обучающихся как в сфере основного, так и сфере дополнительного образования.
3.Готовность учителя предоставить образование современного уровня и поддерживать это соответствие в ситуации изменяющихся требований.
4.При всех изменениях сохранить стабильность и стремиться к комфортности среды для всех участников образовательного процесса.

Разрешение этих противоречий видится нам в реализации следующих шагов:

1. Развитие системы контроля за качеством образовательной деятельности – подпрограмма «Система оценки качества»
2. Организация на базе школы работы всех основных заявленных в концепции профильного образования профилей. Цель – создания  образовательного центра третьей ступени для всех обучающихся микрорайона, желающих получить профильное образование.
3. Развитие системы детского самоуправления и детских объединений в внутри и вне школы.
4. Развитие методических объединений учителей предметников с целью изучения и апробации, новых УМК и технологий активного обучения Данные направления развития, модернизируя школу организационно и идеологически, должны, через предоставление многоаспектных возможностей, способствовать успешной социализации, участию обучающихся в формировании гражданского общества внутри и вне стен школы.

Основная цель развития  - осуществление идеи Школы успеха.

Миссия школы определяется, исходя из этой цели следующей формулой: «Школа должна предоставить возможность быть успешным, научить быть успешным, увидеть и оценить успех каждого ученика»

IV. План действий по реализации Программы  развития.

№ Основные задачи этапа сроки Мероприятия на данном этапе Фиксирование полученного  результата
1 Подпрограмма «Система оценки качества образования»
Развитие педагогической компетентности администрации школы.
Отбор средств педагогического анализа и диагностики 2006/2007 1. Обеспечение прохождения курсового обучения администраторами школы
2. Выбор наиболее эффективных средств административного контроля и анализа состояния образования и качества педагогической деятельности 1. Подтверждение административной квалификации заместителей директора.
2. Принятие единой методики оценки качества образования и педагогической деятельности.
3. Номенклатура мониторинговой деятельности
Развитие педагогической компетентности в оценивании качества образовательной деятельности
Развитие системы пропаганды ученического успеха 2007/2008 1. Выработка и внедрение единого подхода к оценке знаний и умений  обучающихся.
2. Подключение к контролю и анализу качества образовательной деятельности методические объединения.
3. Разработка конкурса «Лучший ученик» 1. Памятки по единым критериям оценки.
2. Мониторинги и анализ, проведенные МО учителей предметников.
3. Первые победители конкурса лучший ученик «Лучший ученик»
Коррекция педагогической системы в соответствии с полученным результатом исследования 2008/2009 1. Анализ адекватности педагогических технологий задачам образования через административную и методическую деятельность. Коррекция педагогической деятельности.
2. Развитие учебной активности через участие во внешних интеллектуальных конкурсах 1. Карта педагогического инструментария учителя.
2. Календарь участия обучающихся школы во внешкольных интеллектуальных конкурсах.
Закрепление и коррекция изменений 2009/2010 Закрепление достигнутых результатов. План работы с учетом достигнутых изменений
2 Подпрограмма « Школьное самоуправление»
Статусное оформление и самоидентификация органов ученического самоуправления 2006/2007 1.Структурное оформление
2. Осознание степени влияния на жизнь школы. 1.Система внутренних отношений в Ученическом Совете. Функционал комитетов.
2. Устав
Развитие системы на весь школьный социум, выход за его рамки. 2009/2010
1. Развитие системы связей с общественными организациями и учреждениями города.
2. Формирование традиций. 1. Изменения в Уставе и Положении об Ученическом Совете.
2. Система представительских отношений.
3. Календарь общегородских и внутришкольных мероприятий происходящих при прямом и непосредственном участии УС
Формирование опыта по внешней деятельности 2010/2011 Генерация общественных инициатив по социально значимым направлениям общественной жизни. Акции по благоустройству микрорайона, акты социальной помощи и т.д.
Признание значимости опыта во внешней среде 2011/2012 Участие в деятельности органов детского и молодежного самоуправления в рамках города Планы совместных действий с общественными организациями и объединениями города.
3 Подпрограмма «Одарённые дети»

1. Организация внеурочной работы в школе. Каждый уч. год. Диагностика уч-ся (изучение запросов детей и их родителей);
Составление расписания Внеурочной работы.
Написание программ ЭК, кружков, факультативов Анализ запросов уч-ся и их родителей.

В 2009-2010 уч. году работает 51 Э.К. и факультатив.
2. Организация и проведение предметных олимпиад различного уровня. Ежегодно Школьный этап
Муниципальный этап

Краевой этап 6 – 11 классы; победители школьного этапа 9-11 классов направляются на муниципальный уровень.
По итогам предметных олимпиад составляется рейтинговая таблица.
3 Вовлечение уч-ся в исследовательскую деятельность. Ежегодно. Проведение исследований, работа уч-ся над проектами и их защита (руководят деятельностью учителя - кураторы).

Ежегодная школьная научно-практическая конференция «Ломоносовские чтения»; районная научно-практическая конференция «Шаг в будущее 2010». По итогам  составляется рейтинговая таблица.
4 Организация НОУ «Эврика» 2005 - 2012 Добровольное объединение, созданное для развития творческих способностей уч-ся, ориентации их на продолжение образования, создание условий для осознанного выбора профиля, знакомство с методами научных исследований. Рейтинговые таблицы по итогам предметных олимпиад, школьной научно-практической конференции «Ломоносовские чтения»; районной научно-практической конференции «Шаг в будущее 2010».
Формирование банка «Одарённые дети».
5. Профильно-личностная подготовка учителей для работы с одарёнными детьми. Ежегодно. На школьных теоретических семинарах.
Курсы повышения квалификации при ЧПКРО.
Заседания ШМО

Заседания РМО. Темы т/с введены в план методической работы.

Составлен график курсовой подготовки учителей.

График и темы заседаний ШМО учителей предметников планируют руководители ШМО.
График и тематика заседаний РМО учителей предметников планирует К.О.
6. Конкурсы. Ежегодно. Участие в школьных, районных и краевых конкурсах сочинений, рисунков, исследовательских работ. Рейтинговые таблицы по итогам конкурсов.
7. Поддержка одарённых учащихся. Ежегодно. Слёт отличников и хорошистов.
Присуждение Почётных грамот, Похвальных листов, подарков. В плане воспитательной работы.
Рейтинговые таблицы по итогам конкурсов.
8. Организация предпрофильной подготовки уч-ся и выход на профильное обучение. В течение года (апрель-май) Психологическое сопровождение предпрофиля  8-9 классы.
Диагностика интересов уч-ся 8-9 классов.
Создание индивидуальных учебных планов. Модульная программа «Профориентация»,отв. психолог.
ЗДНМР, формирует расписание ЭК, факультативов.

У каждого ребёнка имеется зачётная книжка, в которой фиксируется прохождение индивидуального учебного плана.
9. Организация взаимодействия с ДХШ, ДМШ, ЦДТ. В течение года К услугам ребят представлен широкий выбор кружков, студий. Выступления перед жителями города, района. Оформление выставок.
10. Взаимодействие с ВУЗами края. В течение года Участие уч-ся в олимпиадах, организованными ВУЗами края.
Приглашение волонтёрских отрядов ВУЗов.
Участие в ярмарке учебных мест. По итогам ВУЗовских олимпиад составляется рейтинговая таблица.

11 Участие в районных, областных сменах профильных лагерей. Июнь, июль. Формируют профильные смены министерство образования  Забайкальского края. В последние годы, из-за повышения стоимости путёвок, меньше детей участвуют в профильных сменах.
             
V. Критерии оценки эффективности реализации программы.
1.По подпрограмме «Система оценки качества образования»
- преодоление явлений второгодничества и выпуска, обучающихся без получения основного общего образования;
- появление и применение единых требований к оценке учебной успешности;
- положительная динамика в развитии качества образования;
- рост числа педагогов, имеющих высшую и первую квалификационную категорию.
2.  По подпрограмме «Школьное самоуправление»
- роста числа детей активно участвующих в работе УС,
- рост числа акций, проводимых УС в школе и за ее пределами,
- рост числа социальных партнеров школы и Школьного самоуправления
5. По подпрограмме «Одарённые дети»
-рост призовых мест в предметных олимпиадах в районе, в Забайкальском крае.
- индивидуальный зачёт уч-ся по Э.К.
- участие и призовые места в интеллектуальных конкурсах в районе, крае, России.
- осознанный выбор профиля, ВУЗа, будущей профессии.
- более высокий уровень подготовки к ЕГЭ.
- повысить уровень исследовательских работ уч-ся, участие и призовые места в районной и краевой научно-практической    конференции «Шаг в будущее

                                                                                     
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Абдулкаюмова И.В. Социологическая информация в управлении школой. Автореферат канд. соц. Наук. – Н.Новгород, 2003.
2. Амонашвили Ш.А. Личностно – гуманная основа педагогического процесса. – Мн.: Университетское, 1990. – 506 с.
3. Бодалев А.А. Социальная среда и развитие школьника как личности и субъекта деятельности // Моделирование воспитательных систем: теория – практике. Сборник научных статей. /Под ред. М.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. – М.: Издательство РОУ, 1995. – С.130-133.
4. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1979.–288 с. Гершунский Б.С. Философия образования. – М.: Московский психолого – социальный институт Флинта., 1998.
5. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии – М.: Сентябрь, 1996 – 112 с.
6. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии, 1982. – С. 25-38.
7. Заславная О.В. Некоторые аспекты моделирования учебного процесса в связи с созданием воспитательной системы. //Моделирование воспитательных систем: теория – практике. Сборник научных статей/ Под ред. М.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. – М.: Издательство РОУ, 1995. – с.86 – 92.
8. Иванов Д.А., Тубельский А.Н. Организация пространства жизни для реализации творческих потенций. //Школа самоопределения. Шаг второй. – М.: НПО «Школа самоопределения», 1994. – С. 349 – 356.
9. Караковский В.А. Моделирование воспитательной системы «школы общечеловеческих ценностей». //Моделирование воспитательных систем: теория – практике. Сборник научных статей/ Под ред. М.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. – М.: Издательство РОУ, 1995. – С.77 – 82.
10. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 200/2010годы//Вестник образования – 2005. - №20. – с.10-42.
11. Коротков В.В. Формирование правовой среды общеобразовательного учреждения. Автореферат кандидатской диссертации пед. наук – Н.Новгород ВГИПА –2004 г.
12. Коротков В.В. Роль информации о состоянии социума в выборе воспитательных технологий в школе. //Высокие технологии в педагогическом процессе: Тезисы докладов II международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов 30-31 января 2001 г. – Н. Новгород, Издательство ВГИПИ – С.60.     
13. Коротков В.В. Образовательная среда и образовательное пространство в формировании правового сознания. //Высокие технологии в педагогическом процессе: Тезисы докладов III международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов 30-31 января 2002 г. – Н.Новгород, Издательство ВГИПА, 2002. – С.100.
14. Коротков В.В., Соколов В.М. Свобода и ответственность – ценности гражданского общества. //Экспериментальная авторская программа курса для учащихся системы профессионального образования – Н.Новгород: ВГИПА, 2003. – 24 с.
15. Крыжко В.В., Павлютенков Е.М. Психология в практике менеджера образования. – СПб.: КАРО, 2002. – 304 с.
16. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы: методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. – М.: Новая школа, 1993.– 48 с.
17. Лизинский В.М. Идеи к проектам и практика управления школой. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999 – 160с.
18. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в моделировании. //Моделирование воспитательных систем: теория – практике. Сборник научных статей. /Под ред. М.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. – М.: Издательство РОУ, 1995. – С.99-102.
19. Программа развития образовательного учреждения – шаг в будущее. Методические рекомендации – Дзержинск, - центр экспертизы, мониторинга и информационно-методического сопровождения – 2006.
20. Селиванова Н.Л. Воспитательная система и воспитательное пространство – эффективные механизмы воспитания личности. //Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы) Коллективная монография. Книга вторая. /Под общей редакцией проф.И.А. Зимней. – М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. – С.358 – 386.
21. Соколова В.В. Проектная деятельность в реализации стратегии развития         инновационного образовательного учреждения (из опыта работы лицея         №28) – Н.Н.вгород, 2002 – С. 61.
22. Стратегия модернизации содержания общего образования.: М., 2001. С.        12-14.
23. Уаглер Х. Концепция человека в системе образования и социальной политике. Социальная политика социального государства. /Под редакцией проф. З.Х. Саралиевой. – Н. Новгород: Издательство НИСОЦ, 2002. – С.24-28.
24. Управление качеством образования: практикоориентированная монография и методическое пособие/ под.ред М.М. Поташника. – М.: пед.о-во России, 200. -448с.
25. Фещенко В.В. Социальные аспекты взаимодействия молодежных         общественных объединений и государства. Автореферат дис. канд.        социолог. наук – Н.Новгород, 2002 – 25 с.
26. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к        проектированию. – М.: Изд-во «Мысль», 2001. – 365 с.