Учитель химии ( 1 категория, 13 разряд )
ЗДНМР
Образование - высшее педагогическое
Пед. стаж - 24 года

http://uploads.ru/i/3/s/L/3sLOD.jpg

Тема урока:
«Обобщение и систематизация знаний по теме: «Кислород. Оксиды. Горение»».
Цели урока:
• Закрепить опорные знания понятий «кислород», «оксиды», «горение».
• Подвести учащихся к осознанию практической значимости знаний о кислороде, оксидах, горении.
• Создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты практических исследований, умений работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами техники безопасности.
• Развивать навыки по созданию проектов и умение их защищать.
Задачи урока:
1. Обучающие: закрепить и обобщить ЗУН по теме; дать элементарные навыки по созданию мини-проектов по химии.
2. Развивающие: развивать умения выполнения химического эксперимента с соблюдением правил техники безопасности; умения оформлять презентацию к мини-проекту; умения работать с тетрадью (соблюдение орфографического режима), с текстом.
3. Воспитывающие: воспитывать умения совместной групповой работы, внимательное отношение друг к другу при работе в группах, умения ставить перед собой цель, делать выводы, анализировать.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма проведения урока: урок – практикум с элементами проектной деятельности.
Оборудование для урока:
 Оборудование для практической части урока : 1 группа – прибор для получения кислорода из перманганата калия (штатив с лапкой, спиртовка, пробирка  с газоотводной трубкой, сосуд для собирания кислорода, лучина, вата. 2 группа – получение оксида меди из меди (медная проволока, спиртовка, нож, чашка Петри). 3 группа – горение свечи (свеча из парафина).
 3 листа ватмана для оформления мини-проекта.
 3 оценочных листа (Приложение №1)
 На доске «Критерии оценки проекта» (Приложение № 2).
 Для каждой группы по 2 конверта с заданиями для контрольного среза (1 конверт: на «4» и «5»; 2конверт: на «3») (Приложение №4)
 Карточки с формулами для физкультминутки.
 Для каждой группы карточки с проблемным вопросом и с алгоритмом действий по созданию мини-проекта (Приложение№3).












Эпиграф к уроку:
«Высокая цель человека науки – проникать в самую сущность наблюдаемых явлений, постигать их сокровенные силы, их законы и течения, чтобы управлять ими».
Р. Ролан.
Ход урока.
1. Сегодня у нас необычный урок: в этом кабинете собрались три группы серьёзных учёных - химиков для решения общей проблемы. Эту проблему мы должны обозначить и успешно к концу урока её решить. Эту сложную задачу нам поможет решить эпиграф нашего урока. Прочтите внимательно его и ответьте на вопрос:
«Зачем надо изучать явления, наблюдать их, описывать их?». А теперь, глядя на тему урока и используя слова Ромена Ролана, мы попробуем сформулировать цель нашего урока (уч-ся говорят свои формулировки цели урока, а учитель помогает им грамотно её сформулировать).
2. Какой бы ни была цель урока необходимо помнить, что химия – наука экспериментальная, а раз так, то мы обязательно должны помнить основные правила техники безопасности при выполнении химических опытов:
 Работа со спиртовкой.
 Правила нагрева пробирки.
3. А теперь переходим к основной части урока: работа над мини проектами. Группам раздаются карточки с описанием проблемы и с алгоритмом их работы над мини – проектом. Даётся инструктаж  по работе с оценочным листом. (Время работы- 15 – 20 мин). В качестве жюри выступают 3 старшеклассника, которые работают, используя критерии оценки проекта.
4. После первых 10 мин. работы над проектом прерываемся на физкультминутку: учитель показывает формулы веществ, если это формула оксида – ребята встают, если вещество не является оксидом, то хлопают в ладоши.
5. Защита мини-проектов (3мин.), при этом команды формулируют по 2 вопроса для каждой команды.
6. Итак,  с помощью ваших проектов мы повторили и закрепили основные вопросы темы «Кислород. Оксиды. Горение». На следующем этапе урока вам даётся возможность проверить свои знания по данной теме с помощью заданий в конвертах. У вас есть выбор уровня заданий: на «4» и «5», на «3». (5 – 7 мин.). Уч-ся сдают проверочные работы учителю.
7. Подведение итогов урока:
 Заполнение оценочных листов.
 Отвечаем на вопрос: «Достигли ли мы цели урока?».
8. Домашнее задание: выполнить творческую работу на формате 4А:
 Составить кроссворд, используя текст учебника, на данную тему.
 Составить самому условие задачи на термохимические расчёты и решить её.






Приложение № 1.

Фамилия, имя учащегося. Работа над мини – проектом. Оценка за контрольный срез
(оценивает учитель) Итого
(оценка за урок).
Самооценка. Оценка
Группы.   

       

       

       

       

       

       

       

       

       

Руководитель группы:

                                                                                                    Приложение № 2.

Критерии оценки мини – проекта.

 Правильная формулировка цели из предложенной проблемы. (3 балла)

 Чистота химического эксперимента. (3 балла).

 Правильность и полнота раскрытия темы (5 баллов).

 Уровень творчества, оригинальность при оформлении проекта. (5 баллов).

 Культура защиты проекта. (5 баллов).



                                                                                                      Приложение № 3.

Алгоритм действий по созданию мини – проектов.

Группа № 1. «Кислород».
1. Проблемный вопрос: «Зачем нужно знать свойства кислорода?».
2. Из предложенной проблемы формулируем цель работы над мини – проектом.
3. Выполняем практическую часть: «Получение кислорода из перманганата калия (штатив с лапкой, спиртовка, пробирка  с газоотводной трубкой, сосуд для собирания кислорода, лучина, вата)». Отобразить свой эксперимент в проекте.
4. Описать несколько химических свойств кислорода.
5. Задание повышенного уровня сложности: зная химические свойства кислорода, составить и решить задачу на термохимические расчёты.
6. Заполнение оценочного листа.






                     Алгоритм действий по созданию мини – проектов.

Группа № 2. «Оксиды».
1. Проблемный вопрос: «Каково практическое значение некоторых оксидов?».
2. Из предложенной проблемы формулируем цель работы над мини – проектом.
3. Выполняем практическую часть: «Получение оксида меди из меди (медная проволока, спиртовка, нож, чашка Петри)». Отобразить свой эксперимент в проекте.
4. Описать:  оксид углерода(IV), физические св-ва, химические св-ва, круговорот  в природе.
5. Задание повышенного уровня сложности: составить и решить задачу на термохимические расчёты с использованием знаний об оксидах.
6. Заполнение оценочного листа.








Алгоритм действий по созданию мини – проектов.

Группа № 3. «Горение».
1. Проблемный вопрос: «Каково практическое значение горения?».
2. Из предложенной проблемы формулируем цель работы над мини – проектом.
3. Выполняем практическую часть: «Горение парафиновой свечи». Отобразить свой эксперимент в проекте.
4. Описать: 
 Строение пламени свечи, при этом объяснить причину разницы температуры в  разных частях пламени.
 Дописать уравнение химической реакции горения парафина и расставить коэффициенты:
C5H12 + O2 = …  + …

5. Задание повышенного уровня сложности: составить и решить задачу на термохимические расчёты с использованием знаний о горении.
6. Заполнение оценочного листа.





Приложение № 4.
Задания для контрольного среза (на «3»).
1. Подчеркнуть формулы оксидов: CuO; HCl; HNO3; Na2O; FeSO4; Al2O3.
2. Расставить коэффициенты: MgO + HCl – H2O + MgCl2

Задания для контрольного среза (на «4»).
1. Составить формулы оксидов: алюминия, калия, бария, железа (II).
2. Закончить уравнение реакции и расставить коэффициенты:
C5H12 + O2 = …  + …

Задания для контрольного среза (на «5»).
1.Найдите ошибки в написании формул оксидов: PO5; K2O; Al2O; CuO2; NaO.
2.Напишите уравнение реакции горения бензола (C6H6).








Анализ  усвоенности материала и интереса учащихся к теме.
Тема «Кислород. Оксиды. Горение» кроме конкретных предметных знаний, умений, навыков, формирует и развивает научные понятия: «живой организм», «биосфера», «биогеохимический круговорот веществ», «окружающая среда», «охрана природы». Именно при изучении этой темы ребятам предоставляется возможность работать над проектами по проблемам «химического загрязнения окружающей среды», «малоотходные, экологически безопасные технологии», «сжигание отходов, топлива» и т.д. Конечно, ученики 8 – го класса ещё имеют недостаточный багаж знаний по химии, но есть ребята, которые интересуются проблемами экологии, хорошо ориентируются в потоке экологической информации и поэтому успешно работают над проектами и защищают их на уроках химии.
На данном уроке  использовалось несколько видов оценивания уч-ся (Приложение №1), в результате которого была выведена средняя оценка каждого ученика за урок.
Всего учащихся – 28
«3» - 4
«4» - 19
«5» - 5
Успеваемость – 100%
Качество – 85, 7 %.
При выборе уровня сложности к/с ребята подошли достаточно объективно: всего два человека выбрали более сложные задания относительно своим способностям.
Подобная форма урока пользуется популярностью среди учеников (результаты опроса), т.к. есть возможность проявить свои творческие способности, воспитать чувство коллективизма, попробовать оценить самого себя и товарища, практически применить свои знания, умение защищать коллективную работу, отстаивать свою точку зрения, аргументировать заключения и выводы.
Ученики с большим интересом относятся к творческим домашним заданиям: формулируют грамотно условия задач на термохимические расчёты, составляют «Дано» и успешно решают  их.