Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 г. Хилок

МОУ СОШ № 10 является правопреемницей первой школы, открытой на ст. Хилок во время строительства железной дороги. Распоряжением заместителя министра МПС с 1994 года школа была переименована в школу- лицей физико- математического профиля. Многие годы педколлектив сотрудничал с Дальневосточной Академией Путей сообщения, ЗабИИЖТом, Читинским техникумом ж. д. транспорта и Хилокским ПУ № 3. В 1997, 1998 годах школа стала лауреатом конкурса «Школа года».

Свидетельством высокого качества образования в школе являются победы учащихся в предметных олимпиадах, высокие результаты в сдаче ЕГЭ, успешные выступления в спортивных состязаниях.
За годы работы школы 59 выпускников получили серебряные медали, 7 – золотые.

Коллектив школы работает над проблемой: «Личностно – ориентированное обучение и воспитание».

На данный момент в школе обучается 424 ученика.
Во внеурочное время функционирует 52 Э. К. и факультатива, 5 спортивных секций. В школе работает 38 педагогов, из них:
-с высшей категорией – 10 человек,
-с первой – 8 человек,
-со второй – 11 человек.
-Отличники Народного Просвещения – 7 человек.
Заслуженный учитель РФ – Бичанова Н. А.
Почётные железнодорожники:
Бичанов В. Б., Аллагулова Н. И.
Заслуженный работник образования Читинской области – Голубцова Э. А.
Знаком «Отличник физической культуры и спорта» награждена Плещенко Е. В.


В перспективе школа ставит цель:
сформировать личность творческую, самостоятельную, нравственно и физически здоровую, умеющую ориентироваться в современных условиях.

МБОУ СОШ №10 г. Хилок

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » МБОУ СОШ №10 г. Хилок » Страничка психолога » Памятка для родителей


Памятка для родителей

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Построение отношений
с зависимым от наркотиков подростком в семье
(памятка для родителей)

1. Нужно перестать себя обманывать и признать, что ваш ребенок - наркозависимый. Необходимо осознать и принять тот факт, что в семье появилась серьезная проблема. Семья должна объединиться в борьбе с ней несмотря ни на какие разногласия. Нужно сориентировать себя на долгий и трудный путь помощи ребенку в его борьбе за жизнь. Успех реален, если родители смогут изначально настроиться на то, чтобы проявлять максимум терпения и веры в успех, быть максимально честными с собой и подростком; обращаться за помощью ко всем, кто может оказать реальную помощь, активизировать собственные силы подростка, давая ему ощущение поддержки с вашей стороны.
2. До того, как начать помогать подростку, нужно получить как можно больше верной информации по проблеме.
3. Как бы это парадоксально ни прозвучало, прежде чем спасать ребенка, необходимо оценить общее состояние семьи и всех её членов и, если необходимо, улучшить его. Зависимость ведь появляется не вдруг, она формируется в продолжение какого-то времени, а нередко является логическим завершением длительных явных или скрытых семейных проблем. Параллельно с зависимостью подростка у родственников развивается расстройство под названием «со-зависимость». Это означает, что у родственников и близких наркомана в результате психической травмы и попыток приспособиться к ней вырабатывается комплекс особых черт характера, мешающих нормальной и счастливой жизни: неуверенность в своих силах и своей правоте, чувство вины за поведение своего ребенка, забота о нем в ущерб интересам других членов семьи, усталость, обидчивость, раздражительность. У вас может развиться и неискренность в отношениях с окружающими, желание скрыть истинное состояние своего ребенка. Как только вы заметили негативные изменения в своем душевном состоянии, обращайтесь к психологу, психотерапевту или в общество «Матерей (родителей) наркозависимых» (координаты можно получить по Телефону доверия).
4. Родители понимают, что наркозависимый остается несмышленным ребенком, у него детский подход к взрослым проблемам. Он легкомыслен, нетерпелив, самонадеян, не принимает во внимание возможности других и объективные обстоятельства, уверен, что все сойдет ему с рук. В душе он хороший человек и не делает никому зла специально. Он живет своими фантазиями. Нередко в своем поведении родители уподобляются своему ребенку, оторванному от реальности. Нужно вырабатывать реалистический взгляд на проблему, избегая иллюзий и мифов (см. соответствующий раздел). Важно разделить ваши проблемы и проблему ребенка. Необходимо признать, что ребенок вырос, несмотря на свое безответственное поведение. Он имеет право на собственную жизнь. Он - не ваша собственность. Вы не можете контролировать его жизнь, как бы ни старались это делать. Он вправе выбирать свой путь, даже если его не одобряют окружающие. Он сам и только сам должен нести ответственность перед собой и близкими ему людьми за свою жизнь.
5. Прежде, чем начать серьезный разговор с вашим ребенком, основательно подготовьтесь. Начинайте разговор только тогда, когда ребенок не находится под влиянием наркотиков, а вы - спокойны и контролируете себя. Когда разговор пошел, следует, не стесняясь, напрямую и досконально спрашивать его обо всех непонятных и беспокоящих вас поступках и словах ребенка. Постарайтесь прежде всего понять причины и степень его вовлеченности в употребление наркотических веществ. Узнайте, как ваш ребенок сам относится к этой проблеме, понимает ли он, куда втягивается. Не начинайте с чтения морали, ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте ребенка - это может сразу оттолкнуть его от вас. Помните, что именно доброе отношение и любовь способны помочь ребенку в трудный момент, ибо одной из причин употребления наркотиков служит невнимательное и равнодушное отношение родителей к проблемам своего ребенка, скандалы и ссоры в семье. Важно понять, что вы делаете такого, что способствует употреблению вашим ребенком наркотиков. Постарайтесь, чтобы ребенок понял, что нет в мире людей, более любящих его, чем родители, что они ближе всех принимают к сердцу его проблемы, стремятся предупредить возможные опасности. Именно своей любовью и объясняйте свою твердую позицию, однозначно дайте понять, что вы будете настойчиво стремиться помочь ему избавиться от этого пристрастия («Мы любим тебя и не успокоимся, пока ты не справишься со своей проблемой»). Проводите эту мысль регулярно. Во время разговора выражайте свои чувства спокойным и ровным тоном. Подчеркните, что вы не приемлете не самого ребенка, а именно наркотики, так как они ведут к смерти. Четко выразите свое негативное отношение к наркотикам и выясните его позицию к ним. Ваша любовь к ребенку и борьба за его жизнь должны стать причинами вашей твердости, и ребенок обязательно должен это знать.
6. Будьте готовы встретить сопротивление вашего ребенка (вернее, его аддикции). Приготовьтесь выслушать типичные заявления. Будьте готовы, что ваш ребенок попытается играть на ваших чувствах. Будьте готовы, что он перестанет употреблять один наркотик (инъекционный), но тайно от вас будет использовать другие.
1. Если в разговоре участвуют оба родителя, чрезвычайно важно, чтобы они были едины и последовательны в своем подходе. Действуйте совместно. Не позволяйте играть на ваших разногласиях. Протестуйте только против наркотиков, их употребления и поведения, связанного с ними. Не ополчайтесь на ребенка как на личность. Выразите вашу безусловную любовь к нему, веру в его силы. Если ваш ребенок крещен в православную веру, помощь может оказать беседа с православным священником, посещение храма, временное проживание в нем.
2. В случае, если вы подозреваете, что ваш ребенок продолжает принимать наркотики, изучите ситуацию более подробно. Подумайте, что можно изменить в условиях жизни ребенка и семьи. Известны случаи, когда проблема решилась путем перевода в другое учебное заведение, смены места жительства, отрыва от порочной компании. Пристально и внимательно наблюдайте за вашим ребенком. Заведите дневник. Отмечайте факты характерных поступков с указанием дат и времени.
3. Демонстрируйте твердую позицию несогласия с образом жизни его друзей-наркоманов. Выясните его точку зрения на этот счет. Будьте готовыми встретить сопротивление со стороны ребенка до угрозы покинуть дом. Не меняйте позицию и постоянно разъясняйте ее подростку. Ищите возможность отвлечь его от компании, включить его в другие социальные группы.
4. Но если вы убедились, что ваши усилия не дали желаемых результатов, не стесняйтесь обратиться за помощью к специалистам (врачам-наркологам, в специализированные медико-психологические центры, реабилитационные центры). Помните: чем раньше вы обратитесь за помощью, тем больше шансов, что помощь будет эффективна. Не прибегайте к самолечению или помощи экстрасенсов, магов. Важно совместно с подростком выбрать ту форму реабилитации, которая наиболее подходит ДЛЯ него и его семьи. Не останавливайтесь ни перед чем, пока подросток не пройдет полный курс реабилитации.
5. Независимо от того, на какой стадии реабилитации подросток находится, следуйте правилу: перестаньте искать виноватых. Прежде всего, постарайтесь избавиться от непродуктивного чувства вины за проступки своего ребенка. Если он достаточно взрослый, чтобы не выполнять ваших требований, значит взрослый и для того, чтобы отвечать за свое поведение. Вы все равно не сможете прожить его жизнь за него, и не корите себя понапрасну. Даже, если вы найдете причину его порока в недостатках ваших методов воспитания, вы ничего не сможете изменить. Не пугайте. Не угрожайте. Не читайте нотации. Не устраивайте истерик. Если подростку удастся спровоцировать вас на грубость, он получит полное моральное право на употребление наркотиков, заглушая обидой чувство вины. Не поддавайтесь на провокации, не теряйте контроля над собой. Ни на день не отказывайтесь от борьбы с зависимостью, убеждайте: «Наркотики - смертельно опасны, тебе это не нужно, ты можешь справиться с этим, если сам захочешь и обратишься за помощью». Ставьте перед подростком конкретные задачи на короткие промежутки времени. Ставьте условия, поддер¬живайте его только в том, что не связано с наркотиками.
6. Не помогайте подростку поддерживать его аддикцию. Не потакайте все увеличивающимся капризам и выпрашиванию денег. Добивайтесь одинакового отношения к этому всей семьи. Не верьте подростку на слово. Не давайте обхитрить себя. Не верьте его обещаниям (только делам). Не покрывайте подростка, не давайте деньги, не отдавайте за него долги, не решайте его проблемы. Не делайте за подростка ничего из того, что он может и должен сделать сам. Он должен столкнуться лицом к лицу с негативными последствиями употребления наркотиков, иначе он не захочет освободиться от зависимости, ставшей привычной. Отношения с наркозависимым необходимо строить на твердых правилах, не подверженных изменениям. Он точно должен знать, как вы отнесетесь к той или иной его выходке или проступку и что предпримете в ответ. И если он нарушил оговоренное правило, вам лучше следовать своим обещаниям до конца. Вы должны быть исключительно правдивы и принципиальны с подростком. Если он знает, что ему могут солгать, он не будет ни доверять вам, ни выполнять ваши условия.
7. Не стоит скрывать правду о том, что ваш ребенок употребляет наркотики, от родни и друзей. Он может пользоваться неосведомленностью окружающих, чтобы выманивать деньги на покупку дурмана. Такое ваше поведение он расценивает как неявное согласие с употреблением (по принципу: «Если окружающие ни о чем не догадываются - значит я не так уж сильно отличаюсь от нормальных людей, значит все не так страшно»). Главное же в том, что, скрывая свое несчастье от знакомых, друзей и родных, вы остаетесь с проблемой один на один. Если родители друзей вашего ребенка не будут знать о его проблеме, у него будет больше шансов сделать наркоманами детей, пока еще не знакомых с наркотиками. И вы тогда не сможете простить себе это. Другие родители при подходящем случае не смогут удержать его от преступления, если не будут понимать его мотивов. Стремительное распространение наркотиков во многом связано с молчанием людей.
8. Поддерживайте любые позитивные проявления. Выражайте веру в его возможности. Убеждайте в необходимости отказа от наркотиков. Загружайте его работой по дому, даче, занятиями спортом, прикладным искусством, контролируйте темпы и качество работы. При этом сохраняйте контакт с подростком и его доверие. Ему нужна ваша поддержка и вера. Больше времени проводите вместе с ним, не выпуская из поля зрения, не давая воссоединяться с друзьями - наркоманами. Чаще посещайте школу, действуйте согласованно с педагогами (факт наркотизации все равно долго не скроешь).
9. Не давайте зависимому командовать в семье и разрушать ее. Не подчиняйте его желаниям и требованиям интересы семьи. Помните, что подросток - это не вся семья. Семья должна жить нормальной жизнью, иначе она разрушится сама и не сможет помочь подростку. Вы не должны забывать, что у вас есть своя собственная жизнь, за которую отвечаете только вы. Займитесь своей жизнью и жизнью своей семьи.
10. Во всех семьях ситуация разная, причем она постоянно меняется. Духовно и физически родители могут быть сильно истощены или, наоборот, очень крепки. Различаются семьи и по материальным возможностям. Следовательно, вам придется принимать решения, опираясь на собственный опыт и интуицию. Необходимо выбрать свой стиль жизни с зависимостью и методы борьбы с ней.

0

2

Как помочь трудному ребенку
В число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а особенно чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые. Отсюда следует вывод, что «трудный» ребенок нуждается только в помощи и ни в коем случае не в критике и наказаниях.
Причины непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. На поверхности кажется, что он «просто не слушается», «просто не желает понять», а на самом деле причина иная. Как правило, она эмоциональная и не осознается ни взрослым, ни ребенком.
Причины серьезных нарушений поведения детей:
1. Борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, необходимого для нормального развития и эмоционального благополучия, он находит способ его завоевать – непослушание. Взрослые делают замечания. Не очень приятно, но все-таки внимание получено.
2. Борьба за самоутверждение (против чрезмерной родительской власти и опеки). Дети очень чувствительны к ущемлению их «я». Им становится особенно трудно, когда с ними общаются, в основном, в форме указаний, замечаний и опасений. Взрослые считают, что так они прививают детям правильные привычки, приучают их к порядку, предупреждают ошибки. Вообще – воспитывают. Это необходимо, но весь вопрос в том, как это делать. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать – становиться упрямым, своевольным, действует наперекор. Смысл такого поведения – отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность. Пусть решение неудачно, ошибочно, зато оно свое. А это – главное!
3. Желание отомстить. Дети часто бывают обижены на взрослых. Причины очень разные: учительница не обращает внимания, родители больше любят младшего, развод родителей, ссоры и т.д. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности – протесты, неуспеваемость, непослушание. Плохое поведение можно выразить так: «Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет тоже плохо!»
4. Потеря веры в собственный успех. Ребенок переживает неблагополучие в какой-то одной области, а неудачи - в другой. Это происходит из-за низкой самооценки. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе. В душе он приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Поведением он показывает: «Мне все равно», «И пусть плохой».
Стремления «трудных» детей вполне закономерны и выражают потребность в признании и уважении его личности, чувство справедливости, желание успеха. Беда «трудных» детей в том, что они остро страдают от нереализации этих потребностей и пытаются восполнить эту нехватку любыми способами.
Почему они так поступают? Да потому что не знают, как это сделать иначе! Поэтому всякое нарушение поведения ребенка – это сигнал о помощи. Задача: понять причину плохого поведения – обратить внимание на собственные чувства. Посмотреть, какая эмоциональная реакция возникает у вас самих при непослушании ребенка. При различных причинах реакция разная. Переживания взрослых – это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка.
Если ребенок борется за внимание, досаждая своими выходками, то у вас возникает раздражение. Если противостоит воли воспитателя, то у него возникает гнев. Если скрытая причина – месть, то ответное чувство у вас – обида.
При глубоком переживании ребенком своего неблагополучия, мы оказываемся во власти чувства безнадежности, а порой и отчаяния. Чувства реальные, и вполне можно понять, какое именно подходит к конкретному случаю.
Что же делать дальше? Первый и общий ответ – постараться не реагировать привычным образом, т.е. так, как ждет от вас ребенок. В подобных случаях образуется порочный круг. Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается, что его усилия достигли цели, и он возобновляет их с новой энергией. Значит, наша задача: перестать реагировать прежними способами и тем самым разорвать этот заколдованный круг. Конечно, это сделать нелегко. Эмоциям не прикажешь, они включаются почти автоматически, особенно когда конфликты застарелые, «со стажем». И все же изменить характер общения можно! Можно остановить если не эмоцию, то, по крайней мере, все, что за ней следует: замечания и наказывающие действия.
Помощь в каждом случае будет разная.
1. Если идет борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему. Что же касается привычных «выходок», то их лучше оставить без внимания. Через некоторое время ребенок обнаружит, что они не действуют, да и надобность в них отпадет. Игнорировать такого ребенка нельзя. В таком случае сформируется асоциальный в своем поведении человек.
2. Если источник конфликтов – борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить контроль над делами ребенка. Для детей важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач. В переходный период налаживания ваших отношений воздерживайтесь от таких требований, которые, по вашему опыту, он, скорее всего, не выполнит. Очень помогает «метод подстройки» - вы не оспариваете решение, а договариваетесь с ним о детях и условиях его выполнения. Главное понять, что упрямство и своеволие ребенка – это лишь раздражающая форма мольбы: «Позволь мне, наконец, жить своим умом». Помните, что прожить чужую жизнь – задача неблагодарная.
3. Если вы испытали обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо постараться ее устранить. Разумное поведение воспитателя в этом случае – перестать требовать «полагающегося» поведения. Но пока он у вас такой, какой есть, найдите доступный для него уровень задач. Это ваш исходный плацдарм. Делайте с ним что-нибудь вместе, сам выбраться из тупика он не может. При этом не допускайте в его адрес никакой критики. Ищите любой повод, чтобы его поощрять, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь избавить его от крупных провалов. Вы заметите, что первый успех окрылит вашего ребенка. Путь предстоит долгий и трудный, он потребует от вас немалого терпения. Вам придется менять себя, но это единственный путь воспитания.

0

3

Стили воспитания ребенка в семье
Все дети хороши, пока они не выросли. Не зря люди любят котят да щенят, а уж детишек – тем более. Своим миролюбием и открытостью дети могут дать сто очков взрослым. Конечно, для гармоничного развития ребенка нужно личное счастье пап и мам. Как бы не обхаживали ребенка, ему нужна полноценная семья. В наши дни это случается нечасто.
Семья как общественный институт в прежнем понимании сейчас отмирает или существенно видоизменяется.
Социологи выделяют разные типы семей. Вот некоторые из них: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная. Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, где постоянные ссоры. Иногда семья внешне кажется крепкой, сплоченной, а глубже посмотришь и видишь, что ее сплоченность – лишь видимость. По существу же она псевдосолидарная, раздираемая противоречиями, в ней нет взаимного уважения, все друг другу если не враги, то уж недоброжелатели и соперники наверняка. Так какая же семья благополучная, а какая нет?
Неблагополучная семья – это в первую очередь та, где имеются явные дефекты воспитания, хотя и это не единственный критерий выделения неблагополучной семьи.
Какие дефекты воспитания встречаются чаще всего?
1. Воспитание «по типу Золушки» - явное или скрытое эмоциональное отторжение. Ребенка не любят, ему это постоянно демонстрируют, на сей счет у него нет ни каких иллюзий. Или ребенка вроде бы любят, но видят в нем предмет исполнения родительских приказаний. Ребенок реагирует на эту горькую истину по-разному: замыкается, уходит в мир мечтаний и фантазий о сказочном разрешении собственных проблем, пытается вызвать жалость к себе, угрожает родителям, чтобы они его наконец-то полюбили, старается обратить на себя внимание (хорошей учебой или хулиганством), ожесточается, мстит родителям за презрение к нему. Возникает угроза приобщения к алкоголю и наркотикам. Ребенок может сделать это назло, из желания попасть в другой реальный мир, где будет любовь и ощущение своей значимости. Если ребенок из такой семьи не станет наркоманом, то ему грозят и другие опасности – неврозы.
2. Гиперопека бывает скрытая и явная. За ребенка с раннего детства решают все проблемы, содержат в оранжерейных условиях, не дают проявить даже элементарную самостоятельность. Родители считают, что лучше знают, как должно жить их чадо, устраняют все проблемы, встречающиеся на пути сына или дочери. Из таких детей, как правило, вырастают инфантильные мужчины и женщины, неспособные отстаивать свои жизненные принципы. Результатом уродливого воспитания вероятнее всего станет проблема алкоголизма и наркомании. Мотивы могут быть следующими: вялый, безынициативный мужчина (юноша) хочет добиться чего-то в жизни, но не способен взять ответственность на себя, а тут попадается компания или добрый дядя, который предлагает, не прилагая никаких усилий, улететь в фантастический мир, где ты сразу станешь крутым и инициативным, и трудно, фактически невозможно будет устоять тому, кто с детства воспитан в атмосфере гиперопеки (сверх опеки).
3. Гипоопека – безопасность, замедленное формирование социальных навыков, хулиганство и безделье. Ребенок полностью предоставлен сам себе, делает все, что его душе угодно.
        Однако нельзя забывать, что к таким формам нарушения поведения часто приводит гиперопека и иные виды дурного воспитания. Виды воспитания могут меняться: сегодня гиперопека, завтра гипоопека, послезавтра еще что-то.
В некоторых семьях детей воспитывают сурово и сухо, формируя в них повышенную моральную ответственность. Все хорошо в меру, а когда все чересчур – добра не жди. Некоторые из таких детей, хоть внешне и успевают в школе и не вызывают опасений в семье, потом страдают разными психическими заболеваниями (в частности, навязчивостью).
Очень распространено противоречивое воспитание: у каждого из родителей разные (взаимоисключающие) требования к ребенку. Такие родители не в состоянии воспитать зрелую личность. Ребенок из такой семьи опять же назло может попробовать наркотик.
Итак, что такое неблагополучная семья? Односложно ответить невозможно. Ведь все в мире относительно – и благополучие, и неблагополучие. Но ведь дети все разные: одни более выносливые, другие – нет, одни ранимые, на все реагирующие, все замечающие (особенно семейные неурядицы), а других ничем «не пробьешь».
Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений «семья-ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.
Благополучная семья – это семья, в которой:
- ее члены могут свободно говорить о своих чувствах и доверять друг другу;
- родители способны понять, простить и ободрить своего ребенка в любой ситуации;
- каждый может высказать свое мнение, пусть даже отличное от мнения других членов, с уверенностью, что его не осудят и не оскорбят;
- родители обладают мудростью и предоставляют ребенку возможность брать ответственность за те проблемы, которые он в состоянии решить сам;
- в лексиконе отсутствует бесконечное: «ты должен»;
- детей не вовлекают в конфликтные ситуации между родителями;
- родители видят реальные возможности ребенка и ненавязчиво направляют его на проявление своих способностей;
- есть пример родителей, получающих радость без химических веществ (алкоголя, наркотиков);
- есть духовный рост, родители не озабочены только минимальным;
- совместный труд (по дому, на даче) и совместный досуг;
- совместные трапезы и обеды.
В благополучных семьях риск возникновения проблемы сведен до минимума.

0

4

Беспокойный ребенок
Признаки: эмоционально реагирует на все происходящее вокруг, обидчив (слезы), безудержный смех, беспокойный сон.
Причины:
- не знает, как проявлять свои эмоции;
- становится нервным из-за того, что видит вокруг.
Склонность к беспокойству и  волнениям обусловлена:
      - повышенной эмоциональной чувствительностью;
      - потрясениями и испугами, заостряющими эмоциональность, или передачей тревоги и беспокойства со стороны родителей;
- неразрешимостью какой-либо важной ситуации для ребенка;
- блокированием его насущных потребностей, интересов и влечений;     
- неспособностью утвердить себя, найти признание и понимание среди окружающих;
      - отсутствием внутреннего единства, неуверенностью в своих силах и возможностях, нерешительностью;
- заостренным чувством совестливости, вины, переживанием случившегося.
Как строить стиль поведения с беспокойным ребенком
1. Избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудится, но нельзя и все запрещать; четко решите для себя, что можно ему позволить и что нельзя, и согласуйте это со всеми членами семьи.
2. Своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте эмоции, ведь он подражает вам в своем поведении.
3. Уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, но в то же время объясните ребенку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, и он должен это понять и принять.
4. Помните, что истерический приступ чаще всего связан со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять своих требований. Когда ребенок успокоится, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе.
Карта наблюдения. Неугомонность, нетерпимость, неспособность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания и размышления, склонность к кратковременным и легким усилиям, избежание долговременных усилий.
1. Очень неряшлив.
2. Отказывается от контактов с другими детьми таким образом, что это им неприятно.
3. Легко примиряется с неудачами в ручном труде.
4. В играх совершенно не владеет собой.
5. Не пунктуальный, не старается, часто забывает или теряет карандаш.
6. Неровный, безответственный в ручной работе.
7. Не старательный в учебной работе.
8. Слишком беспокойный, чтобы быть внимательным или длительно на чем-либо сосредоточиться.
9. Не знает, что с собой поделать. Ни на чем не может остановиться, хотя бы на относительно длительный срок.
10. Слишком беспокойный, чтобы запомнить замечания или указания взрослых.

0

5

Нарушение самооценки
Признаки:
-адекватная самооценка – активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт;
-заниженная самооценка – пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость (обижаются и уходят);
-завышенная самооценка – стремятся быть лучше других.
Советы родителям, заинтересованным в формировании
адекватной самооценки
1. Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел. Не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовольствие от сделанного.
2. Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
3. Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок тоже может достичь этого.
4. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
5. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).
Жесты, выявляющие самооценку:
- грудь вперед (высокая самооценка);
- опущенные плечи (низкая самооценка);
- отвод руки за спину, охватывание одной рукой запястье другой руки (неуверенность в себе или в правильности своего поведения).

0

6

Агрессивный ребенок
Причины: желания ребенка не выполняются, протест против действий взрослых, стремление кулаками занять лидерское место (не умеет общаться), следствия переживаний, связанных с обидой, ущемлением самолюбия.
Агрессивное поведение – яркий показатель социальной дезадаптации и нарушения процесса социализации в целом.
Не каждое проявление агрессии можно считать нарушением. Гнев – ситуативная реакция, которая необходима, пока продолжается опасная для человека ситуация. Если гнев становится «надситуативным», постоянным переживанием, то это не может считаться нормальным.
Условиями «перерастания» реакции гнева в нарушения являются:
- постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражает ребенок и «заражается» их агрессивностью;
- проявление нелюбви к ребенку, формирование у него ощущения беззащитности, опасности и враждебности окружающего мира;
- длительные и частые фрустрации, источником которых являются родители или какие-либо обстоятельства;
- унижения, оскорбления ребенка со стороны родителей.
Работа с родителями агрессивного ребенка
Работа сложная, т. к. родители испытывают к своему ребенку неприязнь. Родители такого ребенка часто недовольны своей жизнью.
1. Необходимо избегать любого негативного воздействия на самооценку родителей (я не стал музыкантом, писателем, значит, таким должен стать мой ребенок).
2. Необходимо изменить установку родителей на ребенка, необходимо вызвать жалость к ребенку со стороны родителей. Показать, что агрессивный ребенок – это всегда, в первую очередь, несчастный ребенок. Необходимо объяснить родителям механизм проявления гнева, а также агрессивности как эмоционального нарушения.
3. Надо вызвать воспоминания родителей о собственном детстве, о причинах их собственных агрессивных поступков. Проблема детей поднимает семейные проблемы.
4. Необходимо выяснить отношение родителей к ребенку до рождения и в первые месяцы его появления. Если ребенок был нежеланным, важно о нем заботиться. Возможно, само выяснение причин отвержения ребенка изменит отношение к нему родителей. Если родители желали появления ребенка, но изменили свое отношение к нему, когда он стал агрессивным, непослушным, просто невыносимым, необходимо показать родителям, что ребенок своим поведением отвечает лишь на их собственные действия.
Принципы общения с агрессивным ребенком
1. Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность ребенка будет снята.
2. Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизится.
3. Покажите ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестных высказываний о своих друзьях или коллегах, строя планы мести.
4. Пусть ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз приласкать или пожалеть его. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.
Жесты, выражающие агрессивность:
- тесно сцепленные пальцы рук (если они находятся на коленях, такая поза и жест воспринимаются другим человеком как состояние агрессивности собеседника);
- сжатый кулак; чем сильнее сжимаются пальцы в кулаке, тем выше степень   внутреннего возбуждения;
- при общении сжимает пальцы в кулак в кармане, тем самым проявляет   решимость и готовность действовать;
- «указующий перст», направленный на партнера («Вот ты …», «Ты меня хорошо понял?»);
- поза на стуле «верхом».
Коррекционная работа с агрессивным ребенком:
1. Выяснение причин агрессивности.
2. Формирование навыков общения.
3. Гармонизация отношений ребенка в семье и со сверстниками.
4. Коррекция некоторых личностных свойств, которые препятствуют общению, либо изменение проявления этих свойств так, чтобы они не влияли негативно на процесс общения.
5. Коррекция самооценки ребенка с целью приближения ее к адекватной.
Коррекционные методы:
1. Игнорировать агрессивные тенденции, не фиксировать на них внимание окружающих.
2. Включить агрессивные действия в контекст игры и придать ему новый социально-приемлемый, эмоционально наполненный смысл. Этим  для ребенка обеспечивается возможность разрядки агрессивных тенденций без ущерба для отношений с окружающими (например, игра «казаки-разбойники», агрессивному ребенку предлагается роль «разбойника»).
3. Установить запрет на агрессивные действия ребенка (не разрешайте ребенку проявлять агрессию).
4. Психодрама: произвольное вызывание аффекта с последующим разрешением, снятием эмоционального напряжения.

Конфликтный ребенок
Причины: следствие эгоистичности ребенка, который видит ссоры родителей в семье и подражает их поведению.
Признаки:
- ребенок постоянно ищет неприятности;
- ребенок в семье «заброшен» (он вымещает накопившиеся в душе чувства в ссоре).
Советы родителям, касающиеся стиля поведения
с конфликтным ребенком
1. Сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Обращайте внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо себе под нос.
2. Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Стремитесь объективно разобраться в причинах ее возникновения.
3. После конфликта обговорите с ребенком причины его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации.
4. Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.
5. Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей.

Застенчивый ребенок
Причины: сложности в общении, душевный недуг, реакция на эмоцию страха.
Признаки:
1.Боится людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребенка, какая-то эмоциональная угроза.
2.Возникает в определенный момент при взаимодействии ребенка с другими людьми.

Советы родителям, касающиеся стиля поведения
с застенчивым ребенком
            1. Расширяйте круг знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты прогулок, учите малыша спокойно относиться к новым местам.
      2. Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами. Не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.
      3. Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.
            4. Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступить в контакт с «чужим» взрослым (библиотекарь, продавец, врач и т. д.).
Коррекция:
1. Помощь со стороны взрослых: родителей, воспитателей и учителей.
2. Работа по преодолению застенчивости должна вестись согласованно, постоянно и терпеливо. Она требует от взрослых осторожности, деликатности, т. к. застенчивые дети могут отреагировать на вмешательство взрослых совсем не так, как вы от них ожидаете.
3. Необходима особая тактичность по отношению к таким детям, в группе перед «зрителями» неуверенность ребенка в себе становится больше, и ребенок острее реагирует на все обращенные к нему слова и действия

Замкнутый ребенок
Причины: длительный стресс (например, развод родителей); недостатки эмоционального общения (когда ребенок в семье нежелателен, родители не проявляют интереса к нему, длительное пребывание в больнице); индивидуальные патологии, особенности эмоциональной сферы (сверхвозбудимость, инертность психических процессов).
Замкнутость – нарушения, проявляющиеся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими людьми, возрастании трудностей новых социальных отношений.
Работа с родителями замкнутого ребенка проводится на протяжении всей коррекции. Главное не заставлять ребенка говорить «Я», надо помочь ребенку освоить понятия, обозначающие других людей – они, ты, дядя, люди. Без этого он не сможет правильно использовать слово «Я». Необходимо посвятить родителей в план коррекционной работы, чтобы они, по возможности, оказывали помощь психологу.
Советы родителям замкнутого ребенка
1. Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми.
2.Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также, какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком.
3.Стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося ребенка.
4. Если вы заметите, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обращайтесь за консультацией к психологу, который профессионально поможет вам решить проблему, в которой открытым осталось лишь одно маленькое окно (контакт с одним из родителей). Психолог не должен позволить «захлопнуться» последней возможности установить контакт.

Карта наблюдений «Уход в себя»
Избежание контактов с людьми, самоустранение, защитная установка по отношению к любым контактам с людьми, неприятие к нему чувства любви.
1. Никогда ни с кем не здоровается.
2. Не реагирует на приветствие.
3. Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям.
4. Мечтает и занимается чем-то иным  вместо обязательных занятий (живет в другом мире).
5. Избегает разговоров, замкнут в себе.
6. Совершенно не проявляет интереса к ручной работе.
7. Не проявляет интереса к коллективным играм.
8. Держится вдали от взрослых даже тогда, когда чем-то занят или в чем-то подозревается.
9.Совершенно изолируется от других (к нему невозможно приблизится).
10.Производит такое впечатление, как будто совершенно не замечает других детей.
11.В разговоре беспокоен, сбивается с темы разговора.
12.Ведет себя подобно «настороженному животному».

0

7

Страхи, связанные с нарушением личностных отношений
Причины: во взаимоотношениях членов семьи.
Негативное в воспитании, приводящее к страхам:
1.Отвержение (неприятие ребенка, демонстрация недоброжелатель-ного отношения).
2.Сверхтребовательное отношение (чрезмерная требовательность, придирчивость, наказания за малейшую провинность).
3. Гиперопека (сверхзаботливое отношение, при котором ребенок лишен возможности самостоятельно действовать.)
Отвержение формирует у ребенка ощущение покинутости, незащищенности, неуверенности в себе. Ребенок чувствует «стены», за которые можно спрятаться.
Сверхтребовательное отношение обусловлено нежеланием иметь ребенка. Ребенок не получает необходимого ему эмоционального контакта, ощущения благополучия и защищенности.
Гиперопека нарушает нормальное развитие личности. Ребенок получает чрезмерно любви и ласки, что приводит к инфантилизму – несамостоятельности, неспособности принимать решения. Гиперопека приводит к страхам, которые проявляются в том случае, если родители очень тревожные люди и «передают» ребенку свои страхи.
Коррекционная работа состоит из своеобразных «закаливающих процедур», тренирующих личность:
1. Под некоторым присмотром ребенку предлагают сделать какие-либо самостоятельные покупки или прогулки.
2. Если ребенок не ходил в детский сад, то его нужно приучать к группе детей постепенно. Полезно сформировать тренинговую группу из   6-7 детей. В ней можно решить проблемы: отреагирование страхов в игре, формирование необходимых навыков общения.
Для коррекции можно использовать метод проигрывания ситуаций взаимодействия с предметом.
                                         Детские страхи и их преодоление
Страх является естественной реакцией активизации инстинкта самосохранения в ответ на угрожающие обстоятельства жизни. И.П.Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с торможением коры больших полушарий. Согласно информационной теории эмоций, чем больше человек знает об окружающей его жизни, тем меньше эмоций, как положительных, так и отрицательных, он испытывает. Поэтому так пуглив бывает ребенок – он мало что знает об окружающем мире, и поэтому взрослый меньше испытывает страхов – он больше знает то, что происходит вокруг него.
Опасность детских страхов заключается в том, что они лишают ребенка радости существования и тормозят его психическое развитие. Запуганный и обуреваемый страхами ребенок всегда несчастен и в крайних случаях может проклинать свое появление на свет. Ему трудно учиться, общаться со сверстниками и учителями. Нахождение в состоянии хронического беспокойства, тревоги и страха изматывает его нервную систему. Тревожный и беспокойный человек – будь то ребенок или взрослый – находится в постоянном напряженном ожидании чего-то плохого, он часто пугается, всегда серьезен и озабочен, не может полностью расслабить свои мышцы, излишне устает и неспокойно спит, часто с кошмарными сновидениями.
От страхов страдает в первую очередь эмоциональная сфера ребенка, в ней почти нет положительных переживаний и присутствует постоянная эмоциональная неуверенность. Страх подрывает уверенность в себе, снижает самооценку, настойчивость и упорство в достижении поставленных целей. Страх деформирует все психические познавательные процессы – начиная от ощущений и восприятий и кончая мышлением и воображением. В них часто оказывается больше субъективной мнительности, чем объективной реальности.
Если не помочь ребенку преодолеть его страхи, то во взрослом состоянии он может быть подвержен разным видам токсикомании, таким как курение, алкоголь и наркотики. В конечном счете, это означает остаться за бортом общественной жизни.
Причинами детских страхов могут выступать следующие факторы:
1. Сложные роды и кризис новорожденности как результат попадания из безопасной утробы матери в новый незнакомый мир.
2. Страх темноты, который проявляется как отзвук страхов первобытного человека перед ночными хищниками, самым опасным среди которых был волк.
3. Мать ребенка, находящаяся в неблагоприятной социальной ситуации, перегруженная разного рода проблемами или просто распустившая себя, на бессознательном уровне заражает беспокойством и тревогой собственного ребенка.
4. Неосмотрительные разговоры взрослых при ребенке о несчастных случаях, болезнях, смерти, убийствах и прочих неприятностях заражают впечатлительную психику ребенка тревогой перед существующей в мире угрозой его существованию.
5. Воспитание в социальной изоляции – отсюда страх перед всем новым и неизвестным. Поэтому дети, вырастающие в коммунальных квартирах и многодетных семьях, менее подвержены страхам по сравнению с теми, кто растет в противоположных условиях.
6. Отсутствие развитых навыков коллективной игры, к чему приводит длительная изоляция от коллектива и сверстников.
7. Конфликты и ссоры между родителями.
8. Алкоголизм одного или двух родителей.
9. Увеличение числа взрослых вокруг ребенка.
10. Уменьшение количества детей в семье.
11. Длительное нахождение за пределами семьи в отрыве от материнской заботы, например, в результате нахождения в больнице.
12. Появление в семье второго ребенка и потеря из-за этого первым ребенком родительского внимания, прежней любви и заботы.
13. Неправильное родительское воспитание, основанное на разного рода запугиваниях и наказаниях ребенка в целях послушания: запирания в темной комнате одного, физические наказания, лишение любимых игрушек и развлечений.
14. Страх смерти – появляется при разлуке с родителями и вынужденной необходимости жить одному в непредсказуемом мире.
15. Страх «быть не тем», про кого хорошо говорят, кого любят и уважают.
16. «Учебные фобии» - страх сделать ошибку в контрольной, отвечать у доски, написать в сочинении какую-либо глупость - появляются при природной ранимости и излишней строгости родительского контроля.
17. Неполная семья – при отсутствии отца у мальчиков формируется чувство неуверенности в себе.
18. Природные и социальные катаклизмы в виде бурь, землетрясений, войн и наводнений.
Преодоление детских страхов и выравнивание деформации личности можно вести по нескольким направлениям:
- укрепление здоровья и нервной системы через закаливание и физические нагрузки;
- наполнение повседневной жизни яркими впечатлениями, которые могут подавить страх;
- включение ребенка в интересную для него деятельность;
- укрепление волевых качеств личности ребенка через выполнение им посильных заданий по дому;
- поощрение коллективных игр, дружба со сверстниками, вовлечение в разного рода социальные и спортивные игры со сменой ролей;
- обучение навыкам глубокой релаксации в процессе аутогенного погружения, при котором организм не может испытывать чувства напряжения, беспокойства, тревоги и страха;
- психологическая коррекция поведения родителей и взрослых, окружающих ребенка и использующих нерациональные приемы воспитания, - отвержение, гиперопека и диктат;
- оздоровительные массажи или просто поглаживания родителями своего ребенка, дающие ему ощущение безопасности;
- отреагирование и изживание ребенком страха при помощи искусства - рисование страха, использование ролей храбрых и героических персонажей в кукольном и драматическом театрах, исполнение смелых, воодушевляющих песен, приемы танцевально-двигательной терапии.
Детские страхи могут и должны быть преодолены и побеждены при помощи педагогического искусства воспитания, с помощью взрослого, находящегося с ребенком.

0


Вы здесь » МБОУ СОШ №10 г. Хилок » Страничка психолога » Памятка для родителей