Длительное утомление, физиологическое перенапряжение наших органов и систем не проходят бесследно ни для детского, ни для взрослого организма, создавая ус¬ловия для различных болезней, на первый взгляд не связанных с усталостью. По мнению врачей, у детей и взрослых все больше регистрируется «синдром хронического переутомления». При этом самые тяжелые формы неврологической патологии отмечаются у педагогов.
Утомление накапливается постепенно и может проявиться через несколько лет на¬пряженной жизни и учебы/работы «на износ». Ес¬ли в юности восемь часов сна еще сни¬мают усталость, то с годами избавиться от симптомов переутомления становится все труднее и труднее. Конечно,  профилактикой переутомления служит, прежде всего, четкий режим труда и отдыха, умение рационально спланировать свое время. Но порой этого становится не достаточно. И тогда на помощь может придти сознательная саморегуляция на уровне своего тела, окружающего пространства и времени, когда личностная интеграция интеллектуального, эмоционального, телесного и духовного здоровья происходит по мере рефлексии и проживания нового жизненного опыта самоисследования, самоосознания, самопонимания и самосовершенствования /2; 4; 20/. 
Помимо нашего сознания, окружающий мир (цвет, свет, характеристики пространства, окраска, форма, размер предметов, температура, давление, различные шумы и звуки и т.д.) контролирует психическое бессознательное (нейроэндокринногуморальную систему, гипофиз, гипоталамус - центр сна, бодрствования, эмоций, температуры и др.). Регулируя эти воздействия, мы можем влиять на наше здоровье /9; 21; 22/. Огромный потенциал саморегуляции скрыт и в наших мыслях, в активной деятельности по изменению своего отношения к окружающему миру, самому себе.
Положительный опыт саморегуляции человеком своего функционального состояния содержится в традициях и обычаях разных культур, в религии, в науке. Несмотря на различие предлагаемых ими форм и приемов саморегуляции, психологические механизмы ее универсальны и определяются особенностями самого феномена саморегуляции как фундаментального свойства всего живого.
УПРАВЛЯЕМАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ.
       (При наработке навыка она становится аутогенной (от греч. аutos - -сам).
       Управляемая саморегуляция позволяет производить работу с подсознанием, осознанно осуществляя ввод положительных образов, мобилизующих и корректирующих установок. Управляемая саморегуляция позволяет осознанно открыть внутренние резервы, познать, найти себя, стать самим собой /2; 20/.
Нравственная допустимость данной формы воздействия оценивается с учетом содержания внушения, условий и формы ее проведения /4/. Порядок выполнения предполагает обучение навыкам самоконтроля за мышцами и снятия мышечных блоков, полного мышечного расслабления (релаксации), обучение навыкам самоконтроля дыхания (посредством управления дыханием можно управлять состоянием организма, успокаивая или активизируя его деятельность) /20/.
Например: упражнение "Аутогенная телеграмма":  "…….все внимание на лоб. Его коснулось легкое прикосновение ветерка. Легкое касание чистой нежной прохлады…..И эта чистая нежная прозрачная хрустальная прохлада движется ото лба к макушке. Голова становится чистой и прозрачной. Прохлада от макушки волной скатывается на затылок….Раскрывается Ваша память. Она сейчас отдыхает, но Вы легко и всегда можете вспомнить все необходимое. Вы легко решаете все проблемы, все вопросы…Вам хорошо и приятно….Вы наполняетесь радостью, добротой, нежностью. Вы наполняетесь любовью. Вам необходимо ею делиться и дарить ее……Вас заполняет энергия радости, энергия движения…Вы хорошо отдохнули…..Вы готовы действовать…Весь организм наполнен желанием жить и решать проблемы….."
СЕНСОРНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ
Вокруг Вас «сенсорный океан». И подобно океану это может быть на пользу или во вред. Ваша задача - использовать составляющие «сенсорного океана» в качестве компонента ассоциативного мышления, сделать так, чтобы он не разрушал, а помогал  активизировать работу мозга.
ЗРИТЕЛЬНО – СЛУХОВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ.
Упражнение 1.
Представьте, что вы – магнитофонная лента с записанными в определенном порядке звуками (природными, социальными, техническими).  Задумайте последовательность конкретных звуков (шумов), например:
1) шум водопада;
2) перемена в школе;
3)  гудки в телефонной трубке («занято»);
4) рев гоночного автомобиля и т. д.
Подготовьте «магни¬тофон» к этому упражнению —отрепетируйте звуки: по¬слушайте реальный шум водопада, услышьте «какофонию» школьной перемены, прислушайтесь, какого тона и ритма гудки в телефонной трубке, «прикройте» уши от невыносимого рева гоночного автомобиля. Закрепите в памяти все нужные звуки, чтобы они легко воспроизводились.
Ваши задачи:
1. Произвольно, по заказу уметь вызывать в памяти любой слуховой образ.
2. Уметь произвольно, мгновенно переключаться от одного чувственного образа к другому.
Если воспроизведение звуков сопровождается появлением зрительного образа, наполненного красками, запахами, вкусовыми характеристиками, перспективой и т.д. – это свидетельство того, что у вас на должном уровне функционируют межанализаторные связи. Если какая-то из модальностей «спит», попытайтесь произвольно вызвать соответственные ощущения.
Упражнение 2.
Проходя по шумной, людной улице,  попробуйте, не глядя по сторонам, лишь по доносящимся зву¬кам ясно представлять себе зрительно, что происходит во¬круг.
— Попробуйте улавливать звуки выборочно — слушать, к примеру, только обрывки фраз проходящих мимо собеседников. Представьте себе, что это за люди, почувствуйте, какие они, придумывайте, куда они направляются, что их ждет и т.д.
Варьируйте СЕНСОРНУЮ ЦЕПОЧКУ – образ, знак, вкус, звук, форма, слово, линия и т.д.; перспектива, вкус, цвет, образ, схема, пятно и т.д. Сенсорная саморегуляция позволит Вам не только разви¬ть органы чувств, память чувств, воображение и фан¬тазию, но и значительно улучшит межанализаторные связи, оптимизирует межполушарный перенос, предупредит «застревания» в анализе – синтезе информации /9/.
Упражнение 3. МУЗЫКОТЕРАПИЯ.
Цель применения регуляторного музыкального воздействия - профилактика психоэмоционального стресса, коррекция психосоматических нарушений, формирование положительного эмоционального настроя перед  информационными нагрузками, и положительного эмоционального фона после нее. 
Еще в конце прошлого века русский физиолог И.Р. Тарханов изучил роль воздействия музыки на организм. Своими оригинальными исследованиями он доказал, что мелодии, доставляющие человеку удовольствие, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, повышают работоспособность и психомоторную активность, улучшают протекание всех психических процессов /27/.
Замечено, что музыка действует избирательно в зависимости не только от характера, но и от инструмента, на котором исполняется. Скрипка и фортепиано, например,  действуют успокаивающе, а расслабляющим действием обладает флейта. Самый большой эффект дает музыка в профилактике и лечении информационного стресса. Бетховенский "Хор пилигримов" снимает переутомление и головную боль, "Карнавальная прелюдия" Дворжака - депрессию, тоскливость; ода "К радости" Бетховена и "Мелодия" Глюка - меланхолию и т. д. Музыка комбинируется со специальными формами аутогенной тренировки, направленными на решение конкретных задач. При этом психорегулирующее значение имеют ритм, темп, тембр музыки, но не ее содержание, которое может вызвать нежелательные ассоциации /10; 33/.
Упражнение 4. ВИДЕОТЕРАПИЯ.
На основании изучения физиологии зрительного анализатора профессора И.З. Вельвовский и М.Е. Марков разработали метод видеопсихотерапии, с помощью которого можно действовать на подсознание, оптимизируя процессы регуляции своего организма/личности /27/.
На это направлены, например, супрематические картины направленного психофизиологического воздействия (автор композиций - Д.К. Дзятковский), восприятие которых в течение всего нескольких минут уже дает продолжительный оздоравливающий эффект.
Прослушивание классической музыки и наслаждение гипнотической красотой волшебных ландшафтов видеоряда «Рапсодия океана», «Золотая рапсодия», «Лесная рапсодия», «Рапсодия пустыни и космоса», «Сентиментальная коллекция», «Поэзия природы» Дворжака, «Романтика Праги» Моцарта, «Дворцы королей» Генделя,  «Весенние цветы» Бетховена и др.
Упражнение 5. ЕСЛИ ГЛАЗА УСТАЛИ, ГЛАЗА УТОМЛЕНЫ /7/
           Цель: снять усталость, напряжение, болезненные ощущения, восстановить оптимальное зрительное восприятие.
Положение - сидя или стоя. Длительность - 30 - 45 сек. Стараться не щуриться. Следить за тем, чтобы веки не подрагивали.
1. Закрыть глаза, расслабить брови.
2. Медленно, чувствуя напряжение глазных мышц, перевести глаза в крайнее левое положение.
3. Медленно, с напряжением, перевести глаза в крайнее правое положение.
4. Повторить упражнение 10 раз.
Когда глаза устали, резко снижается ост¬рота зрения. Для его восстановления преж¬де всего необходимо дать глазам отдых, приложив к ним холодное полотенце. Уста¬лость глаз не может не сказываться на об¬щем состоянии организма, поэтому нельзя пренебрегать таким симптомом, нужно ак¬тивно его устранять.
1. Без напряжения закройте глаза, рас¬слабьте плечи и в удобной позе отдохните несколько минут. При этом легким движе¬нием нажимайте на внутренние уголки глаз подушечками большого и указательного пальцев.
2. Подушечками указательного и средне¬го пальцев с легким нажимом проведите не¬сколько раз вокруг глаз. Упражнение выполняйте в течение минуты.
Со зрительной усталостью можно также бороться с помощью средства, известного под названием «пальминг». Речь идет о кратковременном искусственном затемне¬нии. Его проводят лёжа или сидя с помо¬щью ладоней, прикрывающих без малей¬шего нажима глазные впадины. Глаза в это время должны быть закрыты, веки расслаб¬лены, организм в состоянии покоя.
Профи¬лактический пальминг рекомендуется проводить ежедневно по 5 минут утром и ве¬чером, перед сном и после сна.
При крайнем переутомлении глаз про¬ведите часовой пальминг: закрыв глаза, слушайте музыку, спокойно беседуйте. Про¬цедура настолько восстанавливает функцио¬нальные свойства сетчатки, что раскрыв гла¬за, вы будете удивлены яркостью красок и света.